Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

Иуда Искариот. История одного предательства

Да нет, не история – размышление и попытка ответить на вопросы, которые мне задали после моего недавнего поста о Христе. Разговор с френдом возник по поводу трактовки образа Иуды у Леонида Андреева. Постараюсь объяснить, как сама это всё вижу и понимаю.
Итак, Иуда.

Иуда у Андреева, это не просто пристанище пороков и «унылое г..но», с которым всем неприятно находиться рядом. Иуда пытается заставить всех играть по своим правилам. «Да разве я плохой? – удивляется он. – Да вы же не лучше, потому что в каждом из вас прячется предатель!»

Да и мир-то на самом деле не поменять, нет в нём добра, притворство одно, – уверен Иуда. А Христа – ну что ж, жалко Христа, но ведь я-то вам докажу, кто прав на самом деле.

Андреев задумал эту повесть, как размышление о психологии предательства. О том, как человек, готовясь совершить подлость, пытается не только оправдать себя, но ещё и встать на постамент, дабы доказать своё величие, свою причастность к Великой Истине.

Ученики Христа у Андреева – любящие и наивные, чисто дети. Ловят каждое слово учителя, доверяют ему, и спорят о том, кто больше достоин быть рядом с Ним.
– Конечно, я. – говорит Иуда. – Разве не я самый умный из вас и самый преданный?

Преданность свою он хочет доказать своим предательством. Предать сына Божьего казни и вслед за ним пойти на казнь. Умереть рядом. И доказать, что он единственный достойный.

(Довольно шизофреническая идея, вы не находите? Мир так ужасен, что он не достоин прощения и любви! В нём живут одни мерзавцы, но они лучше вас, праведников, потому что не притворяются!.. )

О, сколько уже писателей и философов билось над разгадкой предательства Иуды!.. Иуда у Андреева горит идеей: он должен убить Любовь, потому что вся эта жизнь и слова о любви не стоят и ломанного гроша.

Иуда просто не верит, что человек может измениться. Он говорит Марии: «Вспомни, кем ты была до встречи с Иисусом!..» И Мария краснеет и умолкает.

Он говорит Петру: «Да какой ты ученик, ты же сам первый отречёшься от своего учителя!»
Да, Пётр испугается и проявит слабость, и отречётся. Но разве не Пётр впоследствии пойдёт против Ирода и разделит участь Иисуса, и так же будет прибит к кресту?.. Пётр человек, а не Бог, он полон страхов и сомнений. Но побеждает в нём, в конце концов, Божественное начало.

Верит ли Иуда Христу?.. Иуда слушает Иисуса, и Иисус во многом восхищает его.

Ну, во-первых, это красиво (с)…
Красивый сильный человек говорит так, что его слушают даже птицы. Картина маслом. Где-то глубоко внутри в каждом, даже в самом пропащем человеке, живёт тяга к прекрасному, к красоте. Ну, вот она.

Во-вторых, этот парень явно что-то знает, чего не знает никто. И он не фокусник – он действительно лечит и воскрешает. Хорошо бы научиться. Впрочем, нет – зачем? Мир и так обречён – уж он-то, умный Иуда, видит этот мир насквозь.

Ну и в-третьих – Иуда не мог его понять. Иисус запал ему в душу, занимал его ум, Иуда раздвоился, в нём отныне поселилось два Иуды: умный, циничный, лживый и хитрый, и второй – страдающий и ждущий любви и признания.

Иуда ведёт себя, как юродивый. Вот миссионеры приближаются к какому-то селению, и Иуда, как всегда, предупреждает, что там живут дурные люди. Но это оказалось не так, и Иуда восклицает: «Я думал, что они плохие, а они оказались хорошими! Я опять обманулся! Все обманывают бедного, доверчивого Иуду из Кариота!» … Но он не юродивый и не сумасшедший. Он просто болен. Он болен самой страшной болезнью на свете – он не умеет любить.

После того, как Иуда продаёт Иисуса за эти очень смешные деньги, практически за бесценок – в те времена 30 серебряников давали за одного раба – все заметили в нём странные перемены: Иуда стал нежен, ласков и предупредителен. Иуда делает то, что задумал: сейчас начнётся игра по его правилам. И одновременно с этим он взволнован и как будто бы не хочет смерти Иисуса. И пытается предупредить его об опасности вхождения в Иерусалим. И всё время кричит: «Нужно беречь Иисуса и заступиться за него, когда придёт время!»

Он даже раздобыл для учеников мечи.
– На что нам мечи, если мы не умеем ими пользоваться? – удивляются те. – В любом случае нас убьют.
Но лицедейство Иуды не знает границ: – Вы должны доказать свою верность! Погибнуть, но доказать!..

Любовь Иисуса безусловна и бережлива. Он понимает, что рано или поздно за ним придут, но он не хочет кровопролития и чтобы кто-то пострадал, когда пробьёт его час. И он прикажет ученикам положить меч и уйти. А Иуда будет впоследствии им кричать: «Вы сами бросили Его!». Нет, они не бросили Его и не предали – они просто не посмели Его ослушаться.

Это просто два лагеря – Иисус и Иуда. Свет и Тень. Как Иисус верит в то, что любовью можно вылечить любого человека, и что каждый человек достоин любви, так Иуда уверен в том, что в мире ничего не исправишь, и никто никого не любит. Всё, а общем-то, просто. И очень запутанно для человека, которого не любили в детстве (отца своего Иуда называет «козлом», мать – ещё хуже), не любили и потом, когда он вырос, и не принимали нигде. Его и после смерти Иисуса будут гнать и презирать. Но в нём нет раскаянья – только обида и страх.

Мир предаст Сына Божьего казни, и потом устыдится поступка своего. А Иуду снимут с дерева и сбросят в сточную канаву, и он не вызовет ни у кого ни жалости, ни сожаления – только презрение.

Мне написали: «Иуда ближе всех оказался к правде»...

Но к какой правде? – хочу спросить я. – К той, что в каждом человеке живёт предатель?..
Иуда демагог и провокатор, правды за ним нет и быть не может. И именно потому, что он искал выгоды, а не любви.

-- Но Иуда последовал вслед за Христом!..

Нет, отвечу я, не вслед за Христом он последовал, не нёс он креста на себе и не прошёл путь мучительной смерти Иисуса. Повторюсь, что он даже не раскаялся в содеянном. Иуда был просто всеми отвергнут и не прощён, его бы всё равно убили, и он понял это. Он и умереть вслед за Христом задумал не из любви, а в корыстных целях – что все поймут, как он велик и благороден. Но в Иуде нет ни одной добродетели, что могла бы скрасить его отталкивающий образ. В нём всё – лицедейство и корысть.

– Иисус любил того, кто отправил его на крест, а мы ненавидим того, кто не сделал нам ничего плохого. – возражают мне.

По правде, Иисус любил вообще всех…
Он любил в каждом человеке заложенного в нём Бога, изначальную Душу.
А то, что он не сделал лично вам или мне ничего плохого – так Нерон лично мне тоже никакого горя не причинил.
Да и Герострат, в общем. Но дело даже не в этом.
Есть зло, которое нельзя оправдать ни с каких позиций.
Это просто зло на все века.
И оно многообразно, и оно лицедейно.
И имеет свои корни.

…………..

Р.S. После выхода в 1907 году повести «Иуда Искариот» на Леонида Андреева обрушилась тонна критики. Его ругали за образ Иуды, за интерпретацию Евангелия, за смешные образы учеников Иисуса… А повесть, тем не менее, не только красивое произведение, написанное поэтическим языком – это очень глубокая и многослойная вещь, в которой как раз поднимаются вечные вопросы верности и предательства, искренности и лицедейства, любви и корысти… Впрочем, навязывать своего мнения никому не берусь, это лично моё прочтение.
Повесть Л.Андреева высоко оценили Горький, Блок и Чуковский. А Лев Толстой возмущался и плевался. А Горький, тем не менее, предупредил о том, что «эта вещь, которая будет понятна немногими и сделает сильный шум». В общем-то, так и вышло.

Tags: вечное, жизнь и смерть, размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • мама и рай

    Что-то обрыдалась вся над этим видео… Ребята из Дубны, Михаил и Галя Приходько, записали песню на мой стих (музыка М. Приходько). И их друзья,…

  • это будто плыть

    Это будто плыть по большой реке, а потом увидеть желанный берег. Он проводит рукой по её щеке, и проходит ток по его руке, она вздрагивает, и отходит…

  • - - - -

    Проснувшись утром и ещё не открывая глаз, подумала: ну вот сегодня относительно свободный день, смогу переделать кучудел, тем более, что на одну кучу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments