Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

всё начинается в детстве

Я, конечно, буду продолжать упорствовать в том, что, несмотря на недостатки воспитания и проблемы с характером, ребёнка можно перенаправить, смотивировать и сделать его лучше (сделать – наверно, не то слово, как и «перепрограммировать», но смысл остаётся тот же). Иначе незачем находиться в этой профессии вообще.
Но.
Человека действительно можно изменить, если изменить его мировоззрение. И если он пойдёт путём осознания того, что он делает и как мыслит. Это, конечно, бывает, но крайне редко.

То, каким будет человек, проявляется уже в детстве. Какие-то вещи лежат прямо на поверхности.
Как-то я решила поизучать биографию Всеволода Чаплина, бесноватого этого священнослужителя… И набрела на воспоминания о нём его одноклассников.
Никто особо ничего сказать о нём не мог, общались с ним мало, своих одногодок он сторонился, но вот один случай из юности они запомнили. Однажды юный Чаплин решил пошутить: вечером, когда стемнело, он сдвинул в сторону крышку люка и затаился в кустах, ожидая, когда кто-нибудь будет идти мимо и провалится в люк. И один из одноклассников провалился в этот люк и сломал ногу. Чаплину было очень весело, но одноклассники шутки не оценили – понятно, что в классе «шутника» избегали. За особое человеколюбие, видимо.

Ещё вспоминаю случай, связанный уже со своими детьми. Как-то спросила у Эли, почему она не дружит с Д., девочкой из соседнего подъезда. И Эля ответила, что она перестала дружить с Д. и К. после того случая на качелях, когда девочки так раскачали маленькую Ксюшу (соседку), что она упала, и качель налетела на неё, и Ксюша получила травму. Ксюша лежала под качелями в крови, а девочки убежали домой и даже не помогли ей подняться и не отвели её домой. Эли не было с ними в тот момент, но она была так возмущена поведением этих «подружек», что потом им всё высказала и прервала с ними всякое общение. А ведь они были ещё дошкольниками.

Что стало впоследствии с девочкой Д.?.. – навещая маму, мне приходиться наблюдать это, Д. живёт в соседнем подъезде. Она как не несла с детства ответственности ни за один свой поступок, так и продолжает жить в полубессознательном состоянии. Вино, азербайджанцы одни на двоих с сестрой, дети вперемежку (я даже не могу понять, сколько их там), живут в одной куче у родителей, скандалят, бедность и беспросветность бесконечная. Встретила как-то её, поздоровалась – а в мутных глазах только дремучая тоска и неузнавание. У неё, кстати, и в детстве был почти такой же взгляд – недоверчивый, тёмный… И всё время обиженный. Что странно для детей – они с сестрой очень редко улыбались.

Справедливости ради нужно сказать, что родители у них – неплохие люди, мать, пока была жива, как-то пыталась «разрулить» хоть что-то, но всё время жаловалась на дочерей и страдала из-за них. Потом рак, мучительный уход. Но у них бабушка, которая жила с ними, была с очень тяжёлым, подозрительным и недоверчивым характером – возможно, это и стало определяющим в поведении внучек.

Ещё помню случай из школы, я училась в 8 классе тогда. Однажды я увидела двоих наших парней за школой, они стояли, о чём-то говорили – ну я подошла со спины к Вовке и закрыла ладонями его глаза, чтобы он отгадал, кто это – у нас с ним были дружеские отношения, мы играли на гитарах и делились аккордами песен. Пацаны в это время курили, и Вовка, не оборачиваясь и не зная, кто это, задержал мою руку и потушил об неё сигарету. Было ужасно больно и обидно. А он обернулся и заржал. А я уныло побрела домой, глотая слёзы и ругая себя за этот необдуманный поступок.

А в 90-х Вовка вписался в какую-то бандитскую группировку в Плёсе и на одной из разборок его зарезали. Мне его было жалко – в сущности, он был неплохим парнем и талантливым. Но часто не понимал, что делает, и легко причинял боль – в нём было странное смещение доброго и злого, он мог подраться за друга, вступиться за слабого – и одновременно укокошить рядом стоящего и непричастного ни к чему. Это, опять же, к вопросу об осознанности и ответственности.
Что касается семьи, то отец был авторитарной личностью, боксёр, для своих пацанов – непререкаемый пример. Оба брата прожили недолго, закончили плохо…

В общем-то, вспоминая случаи из своего детства и юности, связанные с одноклассниками или дворовой пацанвой, складывается довольно логичная картина из того, кто кем стал, что с кем случилось, и почему. Это не касается болезней, конечно, или каких-то внешних катаклизмов. Только того, от чего человек отталкивался, выбирая свой путь. И к чему пришёл, и куда идёт. И картина эта иногда очень печальна. А иногда очень радостна и прекрасна.

Tags: дети, размышления, учительское
Subscribe

  • - - - -

    По поводу «что делать» и мер по предотвращению того, что произошло в понедельник в Казани… Звучат разные предложения, но они мало…

  • - - - -

    Я много читала про сталинские годы. Но про пытки вместе с матерями детей... впервые... Кто там мечтает о "сильной руке"?.. Почитайте.…

  • так и пережить

    Сергей Волков, учитель, г. Москва "В древности, чтобы человек мог считаться взрослым, он проходил довольно жестокий обряд инициации. Физические и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • - - - -

    По поводу «что делать» и мер по предотвращению того, что произошло в понедельник в Казани… Звучат разные предложения, но они мало…

  • - - - -

    Я много читала про сталинские годы. Но про пытки вместе с матерями детей... впервые... Кто там мечтает о "сильной руке"?.. Почитайте.…

  • так и пережить

    Сергей Волков, учитель, г. Москва "В древности, чтобы человек мог считаться взрослым, он проходил довольно жестокий обряд инициации. Физические и…