Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

«Рассекая волны»

Здесь тоже, как и в «Меланхолии» (о «Меланхолии» в предыдущем посте) всё начинается со свадьбы, но опаздывает на свадьбу не невеста, а жених. Невеста – её зовут Бесс – сходит с ума от волнения, бежит встречать вертолёт (её жених Ян работает на буровой далеко от этого захолустного посёлка). Но вот он прилетает, сцена венчания, они выходят из церкви, друг Яна говорит: без колоколов как-то грустно. Но нет на церкви колоколов.

Вообще в этом посёлке кругом сплошная тоска, из развлечений – разве что в церковь сходить или замуж. Глава местной церкви чётко поделил общество на «хороших» и «плохих», на тех, кто попадёт в ад, а кто – в рай. Он сам это назначает. Тот, кто слушается пастыря и ходит на молебны, соблюдает все правила – тот, безусловно, заслужит отдыха на небесах от этой адской жизни. Тот, кто живёт вне общины – попадёт в ад и это не обсуждается. В общем, «хороший Господь для хороших господ».

В начале всё очень узнаваемо: свадьба, счастье, желание Бесс сделать своего возлюбленного как можно быстрее счастливым. Наконец-то они вдвоём, узнавание друг друга, Адам и Ева без примеси лжи. Что будет дальше?.. А вот дальше начинается трэш.

Нет, не сразу.
Ян уезжает на буровую – Бесс не в силах это вынести, она страдает и умоляет сурового Бога поскорее вернуть ей мужа. Она всё время бегает в церковь разговаривать с Богом, задаёт ему вопросы и сама за Него суровым голосом себе отвечает: это такая игра, но в мире никого для неё нет, кроме Яна и Бога. Паства осуждает её счастье: нельзя быть счастливым на земле, счастье может быть только Там, и его нужно заслужить. Бесс стыдно за своё счастье, но она слишком естественна, чтобы скрывать его.

И вот Ян возвращается. Вернее, его привозят сразу на операционный стол – на буровой происходит несчастный случай. Ян находится между жизнью и смертью, а затем прикован к постели. Он уверен, что никогда больше не встанет. Оба они страдают, Бесс во всём обвиняет себя – это она умоляла Бога поскорее вернуть ей любимого. И вот результат.

Вообще эти фильмы Триера – о конце, о закате цивилизации. Триер бьёт в колокола, предупреждает: не научитесь любить, замените истинные ценности на ложные – ничто вас не спасёт, никакие слова, никакие молитвы, всё пойдёт прахом, смердит уже от мертвечины, трясёт от ваших идеалов, мир идёт не туда, остановитесь, не уродуйте оставшееся, не убивайте. Мир ещё странным образом держится, но каждый день убивает себя сам. А сегодня он убьёт Еву.

…Ян обездвижен, он может только говорить. Он глубоко несчастен и понимает, что скоро умрёт, он переживает за любимую и не хочет, чтобы она осталась одна – и это тоже понятно. «Найди себе кого-нибудь» – говорит он Бесс, не зная, как ещё может её утешить.

По представлениям Яна, правильно – это иметь рядом партнёра, здорового человека, который не будет выпускать тебя из койки и которому ты будешь рожать детей. Это единственный смысл: работа, и сексуальное притяжение. «Люблю» равно «хочу и могу». Если хочу и не могу, то о любви стоит забыть.

По представлениям главы церкви, хорошо и правильно – это молиться, ходить на службы, иметь скорбный вид и слушаться его, «божьего посланника». Всё это он называет любовью к Богу.

По представлениям матери Бесс, иметь любые страсти – грешно, и более всего она боится осуждения людей и пастыря, боится сгореть в аду и быть похороненной там, где хоронят грешников. Этого боится вся паства. Но об этом не думает Бесс, потому что она думает только о любви.

И она говорит Яну: я не могу ни с кем быть, мне не нужен никто, я люблю только тебя. Давай я буду просто рядом с тобой. Но Ян неумолим: если она хочет, чтобы он подольше прожил на этом свете, то она должна себе кого-нибудь найти, обязана просто. Если любит, то она сделает это. «А потом ты мне подробно расскажешь, как всё было и что он делал, а я буду представлять себя на его месте ». И вот здесь уже понимание действий Яна у зрителя заканчивается – на что он её толкает? Почему такое примитивное и даже извращённое понимание любви, да и любовь ли это вообще?..

Бесс страдает, мучается, но идёт на это ради спасения Яна. Она решается на жертву ради своей любви. Она не спрашивает на это разрешения у своего Бог, Бог для неё отныне – её муж. Бесс подчинена своему чувству, это с ней впервые – и если бы Ян приказал ей кинуться в море, она сделала бы это.

Самые тяжёлые сцены в фильме, это жертвоприношение Бесс. Сначала она пытается предложить себя доктору Яна, она чувствует, что нравится доктору. Но тот слишком благоразумен, чтобы идти на такое. Доктор руководствуется не любовью, не милосердием – только благоразумием. По его представлениям правильный мир – это уравновешенный мир и благоразумный.
Поначалу даже проникаешься к доктору уважением, а потом понимаешь, что ведь он мог бы её спасти, уберечь от дальнейшего безумия. Бесс доверчива, как ребёнок, внушаема, искренна. Он смог бы её остановить, объяснить, убедить хоть как-то и не допустить дальнейшего разрушения. Но он просто отказывается от неё, ни в чём ей не помогая.

Любовь не умирает.
Любовь убивают.
Её забрасывают камнями, топчут ногами, запечатывают в мешок и выкидывают в море.
Её хоронят, и над пустой её могилой выписывают билет в ад.

В этом безрадостном месте, где молятся ради своего дальнейшего спасения, никто не знает о любви, никто не готов к любви, её здесь нет. На неё надеются где-то Там, что где-то Там их будут любить и всё простят. А здесь это всего лишь слово, и оно мертво.

Бесс идёт до конца, она не очень понимает, что делает, она понимает только одно: чтобы спасти своего любимого, она должна ему изменить. И дальнейшее будет ужасным, она начинает терять себя и ненавидеть, от неё отворачиваются все в деревне, ей больше нет места в церкви. Её осуждает весь мир и, что для неё самое ужасное – в какой-то момент Яну становится хуже, ему открытым текстом говорят, что он умрёт, но он не верит в ещё одну операцию и почти равнодушен к смерти. И Бесс, только что сбежавшая от верной гибели, где её чуть не зарезала матросня, возвращается на эту шхуну, уверенная, что если она выдержит и это, то вернёт Яна к жизни…

Единственная, кто любит Бесс, это Додо, её родственница – но и она не может понять девушку – а если не можешь понять, то не сможешь и спасти. Но остальные не просто не понимают Бесс, они её предают: и доктор, который подсовывает Яну бумагу на подпись, чтобы навсегда закрыть Бесс в сумасшедшем доме; и сам Ян, который соглашается на то, что больше никогда не увидит Бесс; и священнослужитель, который проклинает её; и мать, которая не открывает ей дверь, когда Бесс стучится домой – все эти люди могли бы спасти девушку, если бы имели хоть каплю любви в своей душе…

Бесс в отчаянии, она снова идёт к этим садистам-матросам, ей нужно спасти Яна. И следующим кадром Бесс привозят в больницу, избитую, изрезанную и в крови, но на прощание она хочет увидеть любимого – и видит его, и теряет сознание. На этом земная жизнь Бесс заканчивается...

…Фильм трагический, сильный, и очень реальный. Тут же в голове возникает масса параллелей и про родителей, и про священников, и про всё общество. Фильм не проходит мимо, его уже невозможно забыть. И ждёшь до самого конца, что вот сейчас что-то случится, какое-то чудо – и всё закончится хорошо. Потому что это слишком похоже на жизнь, и хочется хорошей концовки…

…Бесс умирает, а к Яну возвращаются силы и здоровье. И к похоронам Бесс он уже встаёт на костыли. Но он не хочет, чтобы его жену хоронили там, где хоронят грешников – за чертой города в закрытом гробу. И он с друзьями крадёт тело Бесс, и они уплывают в ночь на корабле, и хоронят её в море.
А наутро, причалив к своим берегам, они с друзьями слышат звон колоколов – в церковь кто-то привёз колокола. И они радуются этому звону, не понимая, что колокола звонят по их душам и по тому единственному человеку, который умел жертвовать и любить. Ларс фон Триер в конце фильма бьёт в колокола по любви, покинувшей мир. По убитой, истерзанной, и никому не нужной любви.

Tags: мысли вслух, фильм
Subscribe

  • встреча

    "В страшном каунасском гетто 28 октября 1941-го года расстреляли около десяти тысяч евреев. А однажды за один день фашисты убили всех детей.…

  • нобелевские лауреаты

    Всё идут споры вокруг премии. Скажу своё мнение, хоть оно и понятно, мне кажется – но отвечу тем, кто спрашивает. Нобелевский комитет поступил…

  • осень

    Гуляли сгодня в парке Харинка, обошли речку со всех сторон. Такая красота Любимое время года Несколько фотографий вот

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments