С детьми в любом возрасте нужно говорить, но с подростками просто необходимо. Говорить о важных вещах – про остальное они и так узнают. А у взрослых, как правило, нет на это времени. И сил. И нервов зачастую.
Два часа у нас есть на всё-провсё, а потом они опять побегут кто куда. И мы садимся вокруг стола, у меня лист бумаги на столе, иногда с записями, иногда чистый. И ручка. Чтобы записать какие-то мысли. Или сделать из листа что-нибудь – это как пойдёт.
Мы говорим о жизни, о мире, о целях. О войне, о конфликтах. Мы говорим о них самих.
– А скажите… – вдруг неожиданно спрашивает один из подростков, – А вот у Вас цель в жизни какая?
Я думаю, как ответить. Меня давно уже никто не спрашивал про цель моей жизни, кроме меня самой. Странно, что это интересует моих подростков.
– Высшая цель в жизни любого человека одна… – отвечаю я. – Только человек забывает про это… За мелкими целями и задачами, за ежедневным стремлением выжить он забывает, зачем он пришёл в этот мир. А главная цель, это научиться любить. И постараться сделать мир лучше, добрее… И если у тебя не получается обнять весь мир, то постарайся согреть хотя бы того, кто рядом.
Дети помолчали.
– А у меня… – сказал подросток, – у меня тоже есть цель…
И ребята стали по-очереди говорить про свои цели в жизни. И в итоге всё свелось к тому же: они хотят самореализоваться и сделать мир лучше. Подняться на ещё одну ступень в познании себя и мира. Они говорили другими словами, но смысл был этот.
…А после урока вставали из-за стола и говорили «спасибо». А у меня с собой всё время рюкзак такой большой, на все случаи жизни. В нём столько тетрадей, книг. Но иногда на уроке нужен только чистый тетрадный лист. И просто сесть в один круг.
