Дети притихли и стали смотреть на Катю.
– Ну так вот… – продолжила она. – У нас в классе (6 кл) есть мальчик, зовут его Миша. Он абсолютно свободен и делает только то, что хочет. Срывает уроки, может ответить учителю матом.
– А вы классом никак не можете повлиять на него? – спрашиваю я.
– Нет, это невозможно. У него есть группа поддержки, пацаны, которые во всём на его стороне. А у нас класс не дружный, все по одному.
– Ясно. – говорю. – А родители у него есть?
– У него сложно там, в семье... Отец погиб, их несколько детей…
– У нас полстраны растёт без отца в семье, это не оправдание. Кто-то из взрослых пытался говорить с его мамой?
– А с ней нельзя говорить… – задумчиво ответила Катя. – Она сразу орать начинает, что это учителя во всём виноваты. Что она всех засудит.
– Так… – говорю я. – А что учителя? Они пытались найти контакт с этим Мишей?
– Нет. Учителя на него орут. А одну он так довёл, что она била его головой об стену.
Я вздрогнула. Нет, говорю, это не решение проблемы… Предложите своё решение. Если бы вы были учителями.
– Учителя устали от всего, и не хотят ни в чём разбираться. – начали говорить дети. – Они хотят только порядка на уроке и выполнения их заданий.
– Это всё понятно. Но что бы вы делали с Мишей?
– Он хороший мальчик. – отвечает Катя. – Но совершает плохие поступки. Но в душе он хороший. Плохих детей не бывает, учителя должны это понять.
– Согласна. – киваю я. – Но откуда тогда берутся плохие люди?
– Плохие люди берутся, когда вокруг всё плохо. И все плохие. Дома на него кричат. Старший брат его бьёт. В школе на него тоже орут. Он просто таким образом сопротивляется миру.
– Мир отрицает его, а он в ответ отрицает мир?
– Да.
– И объявляет всем войну?
– Его нужно понять.
– На месте учителей я бы пыталась найти с ним контакт… – говорит Аня.
– Да. – подтверждает Катя. – Иногда он даже тянет руку и хочет ответить. Но учитель говорит: «Ты хочешь ответить? Но теперь я не хочу тебя слушать!» Они ему мстят. Они не дают ему шанса.
– А он выходит на контакт с другими одноклассниками, кроме своей стаи? – спрашиваю я.
– А этого никто не хочет, его лучше не трогать. – отвечает Катя. – Сам он трогать никого не будет, если к нему не приставать… К примеру одного мальчика он выкинул со 2 этажа. Но его на первом поймали строители, они как раз под окном стояли. Он угодил прямо им в руки.
– Весело у вас там…
– А он, может, и был бы другим, просто его никто не понимает. – вздыхает Катя. – Взрослые видят в нём только плохое. Но говорю же, плохих детей не бывает.