Перенесла онко- операцию, позже – на мозг; последние годы периодически лежала в больницах, плохо видела, была слабой и из дома не могла выходить одна. Последние два года её развлекал Кутузов – это было единственное существо, с которым она ругалась и которого воспитывала. Вообще, наверное, единственное – за все её 82 года. Просто не помню, чтобы она с кем-нибудь ругалась или на кого-то...
– Счастье, это когда тебя и твоих близких не оставляет Бог… – сказала мама. – Ну вот смотри, сколько раз уже беда была рядом, но обходила нас стороной. Во время революции погиб дед, и моя бабушка бежала с маленькими детьми из Саратовской области опять в Иваново, где уже негде было жить, но их приютила в своей комнатке Ольга, старшая дочь деда. И они как-то чудом выжили.
А потом, в 37 году, когда забрали моего папу, могли бы забрать и маму, и я бы попала в детдом. Но Господь не допустил этого. Разве это не счастье?..
Мы не умерли от болезней и голода во время войны, у нас в семье никто не погиб, хотя дядя Юра (брат бабы Зои) прошёл войну от начала и до конца. И там смерть была совсем рядом, но происходили чудеса и он не был даже ранен!..
Чудом было и то, что я осталась жива после онко-операции, и что во время клинической смерти мне дали встретиться со всеми нашими родственниками и поговорить с ними – с тех пор я знаю, кто меня ждёт и что после смерти пустоты не будет. И врачей всех потрясло, что после того, как я очнулась, у меня не обнаружили метастаз.
– Посмотри на свою жизнь, – продолжала мама, – сколько раз Бог подставлял тебе свои руки и выручал тебя? А про себя уж я молчу... Или вот с операцией на мозг – врачи же боялись, что я не выдержу наркоз. Да и во всём так. И меня, и вас – всегда что-то бережёт, не даёт уйти до срока…
У меня есть вы, мои дети и внуки, есть братья, сёстры и родственники. У меня есть книги, любимые спектакли и память. И деньги на самое необходимое, я даже могу покупать себе книги! И библиотека рядом. И крыша над головой. И пусть плохо, но я всё-таки вижу! Разве это не есть счастье?..
Да и вообще всё познаётся в сравнении.. – закончила свой монолог мама. – Жена Даниила Андреева жила одна и в последние годы совершенно ослепла. Но она говорила, что, значит, Бог хочет, чтобы она научилась этот мир лучше слышать. И никогда не считала себя несчастным человеком. Счастье, оно внутри нас, а не где-то, уж мне ли не знать.
