Один из самых способных. Собран, внимателен, креативен, прекрасная реакция. Спортсмен. Хороший слух и голос, врождённая интеллигентность, много читает, прекрасно развита речь. Хорошо учится, очень работоспособен.
...До конца занятия остаётся несколько минут, говорю группе:
– Никаких упражнений мы сделать уже не успеваем, расскажите мне лучше, как живёте, всё ли в порядке?
Дети отвечают, что всё хорошо, а мы вот в цирк ходили, а мы вот к бабушке ездили…
– Вы знаете… – задумчиво говорит Саша. – У меня вроде всё хорошо… Но мне не хватает чего-то очень важного.
– Попробуй сформулировать, чего именно? – говорю я.
– Понимаете, я потерял смысл жизни…
Я аж села к нему ближе, так он меня ошарашил своим ответом.
– Ну… если ты его потерял, значит он у тебя был? – спрашиваю я.
– Да. – отвечает Саша. – В том-то и дело.
– А позволь узнать, – осторожно спрашиваю я, – в чём именно раньше ты видел смысл своей жизни?..
– Понимаете… – мальчик открыто смотрел мне в глаза и пытался как более точно сформулировать свою мысль. – Там, в детском саду… Я любил одну девочку. Я ухаживал за ней, но и пытался чему-то научиться, что-то преодолеть. Все свои победы я посвящал ЕЙ. Она была моим смыслом. Но обстоятельства разлучили нас.
Дети смотрели на Сашу во все глаза, я, признаться, тоже.
– Эээ… А вам сколько лет было? – спросила его я, как будто ожидая ответа « Нам было по 14, и она звалась Джульеттой».
– Шесть лет. Я подарил ей кольцо в знак своей любви. Кольцо с розочкой, я уговорил маму купить это кольцо, но выбирал его сам.
– А у вас взаимное было чувство? – только и оставалось спросить мне.
– Да, у нас было всё взаимно! – радостно откликнулся маленький Ромео. – Она тоже дарила мне подарки… Я защищал её, мы много говорили, играли… Но обстоятельства… Обстоятельства сложились не в нашу пользу…
– А что произошло? – спросила я. – Почему вы расстались?
– Ну, во-первых, – вздохнул Саша, она старше меня на 12 дней…
– 12 дней, это серьёзно. – улыбнулась я. – Но не страшно.
– Да я понимаю, что не это главное. – кивнул Саша. – Главное то, что нас отдали в разные школы, и мы больше не могли встречаться… Но даже это не самое тяжёлое.
– А что же ещё-то? – удивилась я.
– Я встретил её однажды… Случайно, на улице, она шла с мамой и они поздоровались со мной. Я даже хотел что-то ей сказать, но она так посмотрела на меня… что я промолчал и только проводил их взглядом.
– Как – так? – спросила я. – Что было такого в её взгляде?
– В нём не было любви. – ответил Саша. – Была обида, презрение, что-то ещё… Такой взгляд трудно вынести…
– Саш, но это всё-таки легко поправить в твоём возрасте. – сказала я. – Ну найди себе девочку в классе и подружись с ней…
– Я бы рад. – ответил Саша. – Но девочки в нашем классе очень дерзкие. (он так и сказал: «Дерзкие девочки», я вообще ничего не выдумываю, если что). С одной из них я сижу за одной партой. Она очень шумная и периодически бьёт меня учебником по голове. Вот таким толстым учебником. – показал он.
– А ты что?
– Она же девочка, я не могу с ней драться. Я просто терплю и пытаюсь ей объяснить словами. Но она нехорошо отвечает, я не буду вам этого пересказывать.
– Ты знаешь, Саш… – ответила я ему задумчиво. – Торопиться не стоит, девочка обязательно у тебя ещё появится, и очень хорошая, я в этом уверена. Но вот смысл нужно пока найти в чём-то другом. В твоих занятиях музыкой и спортом, в друзьях, в семье…
– В семье… – горестно произнёс Саша. – Если вы позволите, то когда уйдут ребята, я расскажу вам…
– Да, конечно. – тут же согласилась я и отпустила детей домой. Дети нехотя выползли из аудитории. Когда мы остались с Сашей одни, он продолжил.
– У меня очень хорошие родители. – сказал Саша. – Но семьи нет.
– То есть? – не очень поняла я.
– Они хорошие по-отдельности, и любят меня, а я – их. Но они всё время ругаются. Они ругаются даже когда ложатся в одну кровать. Я живу с ними в одной комнате, у нас маленькая квартира. И вынужден слушать их ругань, мне это больно.
– А ты не пытался поговорить с ними, они же любят тебя…
– Конечно, я с ними разговаривал. Но у них какой-то тупик: они не могут жить вместе, и не могут друг без друга. Они расходились уже 13 раз. А потом сходились опять, и всё повторялось… Я, конечно, когда успеваю, стараюсь предотвратить какой-то конфликт – бывает, папа что-то рассыплет и не уберёт, мама начинает кричать, и я беру вину на себя и всё убираю. Или мама что-то сдвинет не так, и я говорю, что это сделал я, и папа успокаивается и не кричит на маму. Но чаще всего их ссоры происходят на пустом месте. Я с трудом переношу это, и кричат они очень плохими словами, которые не нужно употреблять… Они просто надорвали моё сердце…
– Что с сердцем?
Саша говорит диагноз.
– А твои родители где работают?
– У них рабочие профессии, они очень устают, я сочувствую им… – ответил Саша. – Они не хотят мне своей судьбы, поэтому всегда шли навстречу моим просьбам. В детстве я попросился на ушу, и мама отвела меня туда. И однажды я услышал, как поют ребята из «Радуги». И очень захотел сюда, к вам. И мама записала меня в «Радугу». Музыка, это единственное, что даёт мне радость и силы. Наш коллектив очень помогает мне выжить.
– Ты всё правильно делаешь. – киваю я. – Мне это очень понятно и близко.
– Когда я вырасту, – говорит мальчик, – я заработаю достаточно денег, чтобы освободить своих родителей от тяжёлого труда. И у меня будет дом, где у моих детей у каждого будет по своей комнате.
– Я уверена, что так и будет.
– Вы знаете… – говорит Саша после паузы. – Иногда я думаю, что, возможно, Господь послал меня специально именно к моим родителям, чтобы я прошёл какие-то испытания? И чтобы я смог внести в эту жизнь хоть какую-то гармонию?
Я смотрела на этого маленького худенького мальчика с добрыми большими глазами и думала о том, что какое счастье, что Бог дал мне именно эту работу, именно этот путь…
– Вот видишь, ты и сам знаешь ответы на все вопросы… – сказала я. – Да, мы попадаем к нашим родителям не случайно и у нас у каждого свои задачи. А общая – это удержать гармонию в мире, стать лучше. И тебе это удаётся. А что до любви… любовь ты обязательно встретишь, и будешь счастлив, я знаю это.
За окном смеркалось, мы сидели в пустой аудитории, за стеной репетировала наша любимая старшая группа, они красиво пели, мы иногда останавливали разговор и слушали их, и так хорошо и светло становилось на душе, что не хотелось никуда идти, а просто сидеть, разговаривать и думать о музыке, о высоком предназначении человека, о целях и трудном нашем земном пути. Этот ребёнок всколыхнул мою душу, я шла домой и вспоминала своё детство, себя в 9 лет, своё счастье жить в гармонии с миром. И ещё сказку про Маленького Принца. И слова Ширази Хафиза, которые всегда со мной:
«Каждый ребёнок знает Бога. Но не Бога имён и Бога запретов, не Бога, всё время творящего странные вещи. А Бога, который знает только четыре слова и повторяет их: «Приходи танцевать со мной» »