Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

о смыслах

Саша. 9 лет.
Один из самых способных. Собран, внимателен, креативен, прекрасная реакция. Спортсмен. Хороший слух и голос, врождённая интеллигентность, много читает, прекрасно развита речь. Хорошо учится, очень работоспособен.

...До конца занятия остаётся несколько минут, говорю группе:
– Никаких упражнений мы сделать уже не успеваем, расскажите мне лучше, как живёте, всё ли в порядке?
Дети отвечают, что всё хорошо, а мы вот в цирк ходили, а мы вот к бабушке ездили…
– Вы знаете… – задумчиво говорит Саша. – У меня вроде всё хорошо… Но мне не хватает чего-то очень важного.
– Попробуй сформулировать, чего именно? – говорю я.
– Понимаете, я потерял смысл жизни…

Я аж села к нему ближе, так он меня ошарашил своим ответом.
– Ну… если ты его потерял, значит он у тебя был? – спрашиваю я.
– Да. – отвечает Саша. – В том-то и дело.
– А позволь узнать, – осторожно спрашиваю я, – в чём именно раньше ты видел смысл своей жизни?..
– Понимаете… – мальчик открыто смотрел мне в глаза и пытался как более точно сформулировать свою мысль. – Там, в детском саду… Я любил одну девочку. Я ухаживал за ней, но и пытался чему-то научиться, что-то преодолеть. Все свои победы я посвящал ЕЙ. Она была моим смыслом. Но обстоятельства разлучили нас.

Дети смотрели на Сашу во все глаза, я, признаться, тоже.
– Эээ… А вам сколько лет было? – спросила его я, как будто ожидая ответа « Нам было по 14, и она звалась Джульеттой».
– Шесть лет. Я подарил ей кольцо в знак своей любви. Кольцо с розочкой, я уговорил маму купить это кольцо, но выбирал его сам.
– А у вас взаимное было чувство? – только и оставалось спросить мне.
– Да, у нас было всё взаимно! – радостно откликнулся маленький Ромео. – Она тоже дарила мне подарки… Я защищал её, мы много говорили, играли… Но обстоятельства… Обстоятельства сложились не в нашу пользу…
– А что произошло? – спросила я. – Почему вы расстались?
– Ну, во-первых, – вздохнул Саша, она старше меня на 12 дней…
– 12 дней, это серьёзно. – улыбнулась я. – Но не страшно.
– Да я понимаю, что не это главное. – кивнул Саша. – Главное то, что нас отдали в разные школы, и мы больше не могли встречаться… Но даже это не самое тяжёлое.
– А что же ещё-то? – удивилась я.
– Я встретил её однажды… Случайно, на улице, она шла с мамой и они поздоровались со мной. Я даже хотел что-то ей сказать, но она так посмотрела на меня… что я промолчал и только проводил их взглядом.
– Как – так? – спросила я. – Что было такого в её взгляде?
– В нём не было любви. – ответил Саша. – Была обида, презрение, что-то ещё… Такой взгляд трудно вынести…
– Саш, но это всё-таки легко поправить в твоём возрасте. – сказала я. – Ну найди себе девочку в классе и подружись с ней…
– Я бы рад. – ответил Саша. – Но девочки в нашем классе очень дерзкие. (он так и сказал: «Дерзкие девочки», я вообще ничего не выдумываю, если что). С одной из них я сижу за одной партой. Она очень шумная и периодически бьёт меня учебником по голове. Вот таким толстым учебником. – показал он.
– А ты что?
– Она же девочка, я не могу с ней драться. Я просто терплю и пытаюсь ей объяснить словами. Но она нехорошо отвечает, я не буду вам этого пересказывать.
– Ты знаешь, Саш… – ответила я ему задумчиво. – Торопиться не стоит, девочка обязательно у тебя ещё появится, и очень хорошая, я в этом уверена. Но вот смысл нужно пока найти в чём-то другом. В твоих занятиях музыкой и спортом, в друзьях, в семье…
– В семье… – горестно произнёс Саша. – Если вы позволите, то когда уйдут ребята, я расскажу вам…
– Да, конечно. – тут же согласилась я и отпустила детей домой. Дети нехотя выползли из аудитории. Когда мы остались с Сашей одни, он продолжил.

– У меня очень хорошие родители. – сказал Саша. – Но семьи нет.
– То есть? – не очень поняла я.
– Они хорошие по-отдельности, и любят меня, а я – их. Но они всё время ругаются. Они ругаются даже когда ложатся в одну кровать. Я живу с ними в одной комнате, у нас маленькая квартира. И вынужден слушать их ругань, мне это больно.
– А ты не пытался поговорить с ними, они же любят тебя…

– Конечно, я с ними разговаривал. Но у них какой-то тупик: они не могут жить вместе, и не могут друг без друга. Они расходились уже 13 раз. А потом сходились опять, и всё повторялось… Я, конечно, когда успеваю, стараюсь предотвратить какой-то конфликт – бывает, папа что-то рассыплет и не уберёт, мама начинает кричать, и я беру вину на себя и всё убираю. Или мама что-то сдвинет не так, и я говорю, что это сделал я, и папа успокаивается и не кричит на маму. Но чаще всего их ссоры происходят на пустом месте. Я с трудом переношу это, и кричат они очень плохими словами, которые не нужно употреблять… Они просто надорвали моё сердце…

– Что с сердцем?
Саша говорит диагноз.
– А твои родители где работают?
– У них рабочие профессии, они очень устают, я сочувствую им… – ответил Саша. – Они не хотят мне своей судьбы, поэтому всегда шли навстречу моим просьбам. В детстве я попросился на ушу, и мама отвела меня туда. И однажды я услышал, как поют ребята из «Радуги». И очень захотел сюда, к вам. И мама записала меня в «Радугу». Музыка, это единственное, что даёт мне радость и силы. Наш коллектив очень помогает мне выжить.

– Ты всё правильно делаешь. – киваю я. – Мне это очень понятно и близко.
– Когда я вырасту, – говорит мальчик, – я заработаю достаточно денег, чтобы освободить своих родителей от тяжёлого труда. И у меня будет дом, где у моих детей у каждого будет по своей комнате.
– Я уверена, что так и будет.

– Вы знаете… – говорит Саша после паузы. – Иногда я думаю, что, возможно, Господь послал меня специально именно к моим родителям, чтобы я прошёл какие-то испытания? И чтобы я смог внести в эту жизнь хоть какую-то гармонию?

Я смотрела на этого маленького худенького мальчика с добрыми большими глазами и думала о том, что какое счастье, что Бог дал мне именно эту работу, именно этот путь…

– Вот видишь, ты и сам знаешь ответы на все вопросы… – сказала я. – Да, мы попадаем к нашим родителям не случайно и у нас у каждого свои задачи. А общая – это удержать гармонию в мире, стать лучше. И тебе это удаётся. А что до любви… любовь ты обязательно встретишь, и будешь счастлив, я знаю это.

За окном смеркалось, мы сидели в пустой аудитории, за стеной репетировала наша любимая старшая группа, они красиво пели, мы иногда останавливали разговор и слушали их, и так хорошо и светло становилось на душе, что не хотелось никуда идти, а просто сидеть, разговаривать и думать о музыке, о высоком предназначении человека, о целях и трудном нашем земном пути. Этот ребёнок всколыхнул мою душу, я шла домой и вспоминала своё детство, себя в 9 лет, своё счастье жить в гармонии с миром. И ещё сказку про Маленького Принца. И слова Ширази Хафиза, которые всегда со мной:
«Каждый ребёнок знает Бога. Но не Бога имён и Бога запретов, не Бога, всё время творящего странные вещи. А Бога, который знает только четыре слова и повторяет их: «Приходи танцевать со мной» »

Tags: дети, дети и взрослые, работа, смыслы, учительское
Subscribe

  • время перемен

    Ждёшь перемен, но снова – ничего, и жизнь вокруг не делается легче. Сезонный грипп сменился чем-то вечным, почти не проходящим круглый год, но…

  • письмо брату

    Сегодня ночь темней и месяц ближе, Смотрю на мир сквозь синее стекло, Мой милый брат, ты ничего не пишешь, Волнуюсь, двадцать пятое число, Конец…

  • это будто плыть

    Это будто плыть по большой реке, а потом увидеть желанный берег. Он проводит рукой по её щеке, и проходит ток по его руке, она вздрагивает, и отходит…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • время перемен

    Ждёшь перемен, но снова – ничего, и жизнь вокруг не делается легче. Сезонный грипп сменился чем-то вечным, почти не проходящим круглый год, но…

  • письмо брату

    Сегодня ночь темней и месяц ближе, Смотрю на мир сквозь синее стекло, Мой милый брат, ты ничего не пишешь, Волнуюсь, двадцать пятое число, Конец…

  • это будто плыть

    Это будто плыть по большой реке, а потом увидеть желанный берег. Он проводит рукой по её щеке, и проходит ток по его руке, она вздрагивает, и отходит…