Мне важно научить их пространственному, парадоксальному мышлению. Жизнь очень не одномерна, всё заплетено и закручено. Важно научить их мыслить – и тогда катком по ним уже не проехать.
Задают вопросы. Спонтанно выхожу на тему школы Пифагора.
– Одно из испытаний для юношей, чтобы попасть в школу Пифагора, было таким: его помещали в пещеру, куда ему приносили только еду. Он был совершенно один, никаких развлечений и общения. Он мог прекратить это испытание и выйти, но тогда он его не проходил. Скажите мне, зачем такое испытание было нужно?
Дети думают.
– Наверно, чтобы он смог победить страх. – предположил кто-то.
– А вы сами долго смогли бы прожить пусть не в пещере, а дома -- в полном одиночестве, исключая весь поток внешних стимулов? Без общения, телефона и компьютера? Выходить нельзя тоже.
Дети жмут плечами: «Это сложно».
– Всё, что вас окружает, что развлекает вас или давит вам на мозг – это НЕ ВЫ. – говорю я. – Это чьи-то идеи, мысли, понятия, на которые вы реагируете и которые усваиваете. Но сами-то вы – кто? Что останется от вас и в вашей голове, если это всё исключить – о чём вы будете думать, как организуете своё пространство? Вам с самим собой – интересно? Или вы так зацеплены за этот мир, что без его развлечений начнёте сходить с ума? Тогда что из себя представляете вы сами?
Дети задумались. Рассказываю им дальше про Пифагора, в музыкальном зале заканчивается занятие, оттуда выходит более младшая группа на перемену, они тихо садятся вместе со старшими и начинают слушать. Подходит концертмейстер, садится с ребятами, слушает тоже, задают вопросы.
Я очень люблю, когда мы все вместе, одной семьёй. Младшие смотрят на старших и учатся у них. Иногда вместе мы делаем какие-то упражнения.
Женя в этом году поступил в Москву, учится в престижном вузе. По выходным он приезжает на наши занятия, а завтра у него экзамен по линейной алгебре.
– Но вот философию я точно сдам! – смеётся он.
Таня тоже учится уже не в школе, но продолжает ходить на занятия. Мы как-то все очень сплетены. Про упражнение расскажу позже.