«Ох… Хочется, чтобы люди стали добрее и чутче, как-то в этом направлении влиять на свой класс, у ребят задатки доброты есть… Бывший мой 8 «б» был у строгой, педантичной учительницы и в 5 классе пришёл организованным и дисциплинированным. Но тут же нам дали третьегодника в класс, а в 6 кл. – двух второгодников. И они оказались всех нас сильнее: мальчишки пошли за ними. А в 7 кл. меня переставили на 5 «г» и я перестала быть у них «классным». Ребята восприняли это очень остро, упрекали, что я их бросила, затем начали безобразничать на уроках. А я тоже к ним привязалась, часто ревела из-за них, иногда прямо на уроке… Это никак не способствовало укреплению моего авторитета, класс этот сейчас – тяжелейший по дисциплине, без троек учится 5 человек (училось 17), а, главное, лезет из них что-то звериное, серое, чёрствое…
Недобрыми стали. В прошлом году несколько подонков травили в классе еврея. Не помогали разговоры о фашистах, о погромах – никакие увещевания, никакие призывы к сердцу и совести не помогли. А помогло только то, что брат этого мальчика имеет отношение к милиции и припугнул главного заводилу (всё того же второгодника), сказав ему, что с ним сделает и как побьёт, если тот не уймётся. И что ничего ему за это не будет.
И от мальчика-еврея тут же отстали. Ну и как тут быть, если на них действует только грубая сила?!.. Но откуда же эта злоба в них – таких некогда послушных и ходящих по струночке? В чём моя вина, где я их упустила?.. Слишком была с ними мягкой, а затем подчинилась решению начальства о переводе меня на другой класс, и это они восприняли, как измену и обозлились?.. Но многое идёт и от начальной школы тоже…
Вот я и думаю, как мне мой 6 «г» удержать, как заложить в них доброту и чуткость – на всю жизнь. В конечном итоге это и есть самое главное. И ни в коем случае не соглашаться на смену классного руководства, чтобы не появился у них этот скепсис и разочарование в людях. Важны ведь не столько беседы, сколько личность воспитателя, добро…»
…«Маша по математике имеет 2+. Все контрольные, кроме одной, были на «двойки». Решали мы с ней задачи, решали – всё без толку, никакого сдвига… Надо в каникулы опять задачами её мучить… Однажды , уже лёжа в кровати, она мне сказала: «Мама, я сейчас засыпала и подумала: наверно, я рождена для одних задач…» Ну хоть у Иры всё благополучно, слава богу.
А 6 «г» мой меня радует – они меня любят и слушаются…»