Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

это не итоги года, а, скорее, размышление над проблемой

……

В том-то и беда, что как бы ни убивался учитель и как бы он не вылезал из кожи, пытаясь вложить в ребёнка (тем паче в подростка) какие-то свои, пусть даже самые верные и точные истины, у него не так много шансов продраться сквозь ту кольчугу, которую ребёнку сшило и продолжает шить окружение и социум. Я говорю именно об учителях – тех, кто пытается в ребёнке сформировать не только логику и мышление, но и душу. (Если обратиться к истории, то «педагогами» в Древней Греции называли рабов, сопровождающих детей в школу, следящих за тем, чтобы по дороге с ребёнком ничего не случилось. Ни на что другое раб претендовать не мог. Учитель же – слово древнее, как мир – был тем, кто давал знания и формировал душу, древних философов называли именно учителями).

Ну вот к примеру попадая в школу Пифагора молодые люди были полностью погружены в атмосферу, созданную для них великим философом, он был для них и родителем, и гуру, и главным авторитетом. «Ну, это Пифагор, – скажете вы, – сейчас нет таких Пифагоров». Да, это так. Но сейчас нет и подобных систем и школ, где бы на каком-нибудь острове в отрыве от социума и семьи обучали бы молодых людей всем наукам и посвящали во все тайны мироздания. (А если где-нибудь есть, то я о них просто не знаю, не встречала ещё).

Уже много лет в стране идёт пропаганда пошлости, плохого вкуса и халявного образа жизни под кодовым девизом «бери от жизни всё», «ведь ты этого достойна» и так далее, практически все дети (уже столько лет!) проходят через «Дом 2», бесконечные сериалы, шоу и прочее. И «стендапятся» на разных уровнях, упражняясь в юморе – а шутки в «Камеди» и «стендапе» очень (подчёркнуто) разные, часто действительно остроумные и смешные, но многие – «на грани» или в лоб, грубые и с «запикиванием» определённых слов. Но подростки именно это берут за образец, для них это смешно. Для них смешно самое простое и примитивное, то, над чем не задумываясь можно поржать и над чем смеются их кумиры. Ну а в сериалах за кадром и того паче им всё время подсказывают, где их должно «порвать от смеха».

И они могут сто раз говорить: «мы этого не смотрим», но, тем не менее, они всегда в курсе всех сериалов и появления на экранах новых звёзд – и это естественно, подростки отслеживают всё, что выходит в эфир и что нового появляется на экране. И у многих дома родителями не выключается телевизор.

И когда 4-хлетний очень смышлёный малыш, изображая папу, разваливается на стуле и говорит «а теперь по пивасику и к тёлкам», то меня берёт оторопь. «Да всегда такое было», – скажете вы. Соглашусь, было: дети могли повторить услышанную где-то грубость и даже нецензурные слова. Но «пивасика» раньше не было.
И я, конечно, буду играть с ними в добрых слоников и рассказывать про радугу, но дети уже лет с 10 на словах «голубой вагон» начинают, зажимая рты, хихикать – дети бессильны перед этим миром и хотят поскорее стать взрослыми, а что может предложить взрослый мир школярам на сегодняшней день, кроме хаоса и нескончаемой пошлости из каждой кнопки?..

Есть, конечно, и те, кто читает книги и старается жить своим умом и ставит для себя высокие цели. Надолго ли их хватит, другой вопрос, но будем думать, что надолго. Но вообще я всегда думала: достаточно занять у растущего человека его свободное время чем-то полезным и интересным, и этим можно оградить его от грубости и пошлости на то время, пока он растёт и сформировать у него иммунитет. Конечно, это помогает, тем более, если дома ребёнком тоже занимаются. Но без особого труда можно наблюдать, как общая культура падает, мир продавливает человека со всех сторон и подросток, даже не будучи пошляком внутри, легко может поддерживать и высказывать пошлые шутки и считать это не чем-то таким, о чём можно говорить только в своей компании, а общепринятой нормой.

Нормы сдвинулись. Всё куда-то ухнуло, какой Чехов, Толстой, Блок?.. Дай подросткам самостоятельно подготовить смешной номер, всё, что они хотят – и, знаете ли, очень редко у кого-то из них получится вызвать у окружающих восторг или приятное удивление. В лучшем случае получается не смешно. В худшем – глупо и пошло. Где набрались? – не в школе же, не дома, не на занятиях в коллективе… И даже не во дворе – во дворах сейчас никто не гуляет. Где – вопрос риторический…

О воспитании души я могу говорить долго, и даже придумывать какие-то выходы и слова утешения, мол, вот вырастут, поумнеют и изменятся, и всё такое. Но опасность пошлости именно в том, что если она однажды забралась в душу человека и он её принял за норму, то все установки и критерии впоследствии у него будут сдвинуты, и будет просто победа дурновкусия и банальщины без способности отличить истинное от ложного. А не способность расслышать и увидеть «настоящее» повлечёт за собой глухоту нравственную.

«Пошлость и вульгарность понемногу проникают из повседневности в литературу, политическую риторику и даже научную и философскую речь. Торжество идеологии над идеями означает коррумпированность и продажность в словоупотреблении. Эта болезнь опасна тем, что она распространяется как в публичной речи, так и в заурядных речевых актах и сливается в сознании говорящего с истиной и бескорыстием, отравляя их фальшью и бессодержательностью.
Борьба с пошлостью не имеет оформленной критики, и потому проникновение пошлости в публичную речь не встречает осознанного социального сопротивления.
Примеров такого рода пошлости и лицемерия достаточно, чтобы составить хрестоматию речевой вульгарности, но пока что за это никто не взялся....
Подытоживая можно было бы сказать, что термины вульгарность и пошлость указывают не только на отсутствие вкуса, как категории эстетической, но и на отсутствие в разной мере стыда и совести, то есть категорий морали».
А.Раппапорт


Иногда я ощущаю себя в комнате без окон и дверей – стучишь в стенку, и всё глухо. И даже эха нет…
Возможно, дети должны пройти через это, чтобы потом это откинуть, «перерасти». А если нет, и они с этим останутся на всю жизнь? Выход вижу только один: не осуждая детей – объяснять, объяснять стопитсот раз, воспитывая не только их, но и себя – каждый день, в каждом шаге. Пошлость, банальщина, дурновкусие всё-таки победимо, но только – творчеством, знаниями, анализом, движением к новому. Возможно, что я этим себя просто утешаю. Но что ещё остаётся?..
…….

(пишу, чтобы как-то облегчить свою голову от тяжёлых мыслей и дум)
Tags: дети, размышления, учительское
Subscribe

  • говорить

    Говорить с человеком, которого больше нет, говорить, замедляя шаг и не помня тем, рядом каркнул ворон – чёрный, как этот снег, ночь приходит в…

  • хочется

    А тут рассказывай – не рассказывай, а тут доказывай – не доказывай, но перед каждым всегда одна своя стена, словно часть слона. И, в общем, лучше,…

  • Пасхальное

    Дмитрий Быков …А между тем благая весть — всегда в разгар триумфа ада, и это только так и есть, и только так всегда и надо! Когда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments