Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

Образ

Продолжаем говорить о творчестве – как и обещала, сегодняшняя тема

Образ и образное мышление

Начнём с ответа на вопрос, что такое образ. Если вы ткнёте в Википедию, то выпадет масса умных определений, как то:
«Художественный образ —форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания … и ты ды и ты пы.
В философии — понятие, означающее репрезентацию, отражение, представление.
В психологии — формируемый в сознании человека ментальный образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.
Гештальт (форма, образ) — центральное понятие гештальт-психологии. ... — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
В математике — результат отображения прообраза для отображения (функции)
Образ как информация — воспроизведение объекта, его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним»…


Это если по-научному. А если по-простому — всё строится на образах, без них вообще никуда – ни в науке, ни в искусстве. Детям я объясняю так:
образ – это сравнение.
И чем точнее сравнение, тем ярче возникнет картинка в голове читателя или слушателя.
Вот, например, можно написать:«Зима кончалась, солдаты устали воевать и хотели домой». Это информация, констатация факта.
А вот как увидел это Виктор Астафьев:

«Подбирая изодранный белый подол, зима поспешно отступала с фронта в северные края…Тоска настигала солдат в окопах, катилась к ним в траншеи вместе с талой водой»...

Зима-беженка, повергнутая Снежная Королева, убегающая с белого бала. И талая вода тоски – не весёлые весенние ручьи, а талая вода горя, немоты и усталости. Писатель – тот же художник. Он должен не только сказать, ему нужно суметь НАРИСОВАТЬ. Иначе не увидит никто.
Детям я ещё привожу такой пример: в обычной жизни мы говорим – « мне всю ночь не давал спать будильник». Но это не будет стихами.

«И будильник так тикает в тишине,
будто дом через десять минут взорвётся»

– это Бродский. И это стихи. И вот ТАК сказать мог только он. Сравнить будильник с миной.

А вот из хрестоматийного: однажды Суриков увидел на белом снегу ворону, «крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. – записал он. – Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал». Обычная чёрная ворона – и в итоге великая картина.

Китайский философ Чжуан-цзы однажды увидел сон, что он стал бабочкой. Проснулся он в подавленном состоянии – образ бабочки и идентификация себя с нею не давали ему покоя. «Если Чжуан-цзы во сне может стать бабочкой, – сказал он друзьям, – то, возможно, сейчас бабочка уснула и ей снится, что она – Чжуан-цзы». На основе этого образа Чжуан-цзы создал целое учение, рассматривающее жизнь ограниченной, а знание – безбрежным.

Великие открытия и изобретения начинаются с образа. Образ – это ключ, кто найдёт ключ, тот и откроет дверь.
Нильс Бор ломал голову над структурой атома, и однажды увидел во сне, как он стоит на горящем газовом Солнце, вокруг которого на тонких нитях вращаются планеты. Внезапно газ затвердел, планеты и солнце уменьшились – учёный проснулся и понял всё про модель атома и электроны.

А немецкому химику Кекуле приснилась змея, кусающая свой хвост, что послужило открытию им формулы бензола. Образы – открытия нередко являлись учёным именно во сне, когда мозг отдыхает и начинает подсказывать подсознание.

Образ – эйдос (др.греч.) – первооснова не только для поэта и писателя. Недаром Эйнштейн говорил, что воображение важнее знаний. Как развивать память с помощью эйдетики, это тема другого разговора (созданы целые направления на эту тему). А вот как развить в себе образное мышление – другими словами, как воспитать в себе поэтическое восприятие мира – этим можно и нужно заниматься, особенно с детьми (кто о чём, а я всё про учительское) и для этого есть много упражнений, о которых, к слову, я писала уже не раз.

Без образа не существует искусства, мой учитель по режиссуре Баркан говорил так: «Есть мышление образное, а есть безОбразное». Изначально-то мы все – творцы, потому что были детьми и когда-то видели мир впервые и открывали его, и всё время что-то придумывали. И, собственно, легче всего вам откроет эту дверь ребёнок – ваш, тот, который внутри. Но вы и сами всё это знаете давно.

На тему образов и образного мышления можно писать бесконечно, или почитать мою новую книгу о детях (она готовится к изданию, я напишу об этом позже). И понять нужно одно: все мы поэты внутри. А потом выросли и об этом забыли. И дело ведь не в том, умеешь ты рифмовать или нет. Дело только в том, умеешь ли ты видеть этот мир по-своему. А ты умеешь. Просто некогда быть собой, нужно всё время бежать за другими.
..........

Несколько примеров воплощённых образов:


"Три примы-балерины" (Дрезден)


Офисное здание в виде корзины для пикника, Ньюарк, США


дверные ручки


ручка - рогатка



«Музыкальный» дом в китайском городе Хуайнане


весёлые подстаканники


одинокий фонарь



Tags: учительское
Subscribe

  • Лев Толстой

    "Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое". ,...... "Я…

  • Раневская

    Непревзойдённая Фаина Раневская. Родилась 27 августа. Как повезло миру, что она родилась. Великая, всю жизнь прождавшая главную роль и получившая её…

  • Сергей Довлатов

    24 августа — День памяти Сергея Довлатова. Великого и любимого. • Меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments