Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Category:

"трам-парам-пурум"

Самый часто задаваемый вопрос на встречах: а как вы пишете стихи?..
А кто его знает, как. Правил нет.
Однажды я писала стихи в неволе – для дипломного спектакля нашего курса нужно было написать финальную песню, а я всё никак. И тогда добрые однокурсники отловили меня и заперли в комнате, где хранились костюмы и не выпускали несколько часов, иногда только подкармливая чаем и булочками. Ругаться и рваться наружу было бессмысленно – пришлось зависнуть над листом и гитарой. В итоге получилась отличная песня )

Но вообще тут важно услышать ритм... Помните творческий процесс у Винни Пуха? «Трам-парам-пурум.. сопилки! Пум-турум парам... водилки!..» А затем он останавливается, чешет репу и сочиняет песенку, которую впоследствии напевает вся страна ))
Кстати, любимый нами Мандельштам сочинял примерно так же: Одоевцева рассказывала, как однажды услышала странные звуки, доносившиеся из-за горы старой ветоши: какое-то мычание, гудение и даже жужжание. Она сначала не поняла, что это такое, а оказалось, что за всем этим хламом спрятался Мандельштам с карандашом и бумагой и что-то сочинял. Видимо, оттого стихи его так музыкальны – для него это были песни. Про себя он их пел.

Известный факт, что Маяковский сочинял, ходя из угла в угол, как бы под ритм шагов. Опять же, ритм! Маяковский вообще из ритма и нерва – видимо поэтому слова он ловил в движении, в рывке.
Лидия Чуковская наблюдала на даче, как пишет Корней Иванович: он сидел и просто смотрел на дерево – подолгу, мог несколько часов смотреть на дерево и больше ничего не делать.
Ахматова признавалась, что пишет постоянно, работа над словом в её голове не прекращается практически никогда. Кстати, «Поэму без героя» она писала 22 года – вы можете себе представить какое-нибудь одно дело, которое вы делаете больше 20 лет? Даже ребёнка мы отпускаем раньше и в 22 уже не сильно воспитываем – он сам уже всё основное решает. Много лет биться над чем-то одним могут только поэты, художники и учёные. И не всегда выходит каменный цветок у Данилы-мастера. Это труднообъяснимый процесс.

Читала, что Введенский в тюремном заключении просил только одно – бумагу и карандаш. И когда ему выдали, сидел и писал не отрываясь. А Хармс наоборот после первого ареста и освобождения говорил, что самое прекрасное было то, что ему нечем и не на чем было писать, а, значит, и не надо ни перед кем оправдываться.
Выходит, что если бы было чем и на чём – то он бы писал, никуда бы не делся. Бродский вот эту постоянную тягу к слову, к языку, сравнивал с наркотической зависимостью. Что если человек не может без этого жить, значит он поэт. Сам про себя он говорил, что может жить везде, где есть письменный стол.

Как-то конечно нескромно начать с себя, а закончить гениями, но меня оправдывает присутствие Винни Пуха ) И я с ним совершенно солидарна: самое важное, это трам-парам-пурум, а потом уже подтянется всё остальное

Tags: история, поэты
Subscribe

  • 9 мая

    ежегодное теперь уже. сегодня у мамы День Рождения, ей бы исполнилось 85 * * * Вот и май пришёл незаметно. Скоро лето по всем подсчётам. Мама…

  • говорить

    Говорить с человеком, которого больше нет, говорить, замедляя шаг и не помня тем, рядом каркнул ворон – чёрный, как этот снег, ночь приходит в…

  • хочется

    А тут рассказывай – не рассказывай, а тут доказывай – не доказывай, но перед каждым всегда одна своя стена, словно часть слона. И, в общем, лучше,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments