Сначала в приближение катастрофы никто не верит, хоть и видят, как дохнут крысы. Что-то с природой, но не с нами же. Счастливый город, много кафе. Гуляют, работают, смеются.
Затем начинают умирать люди от лихорадки непонятного происхождения и «первоначальное изумление перешло в панику».
Весна, погода неустойчивая, то жара, то дожди и холод. Люди впадают в некоторое оцепенение, не понимая, что случилось. Затем выясняется, что это чума.
Люди воспринимают эту новость как что-то ирреальное и думают, что это не может быть надолго и скоро всё закончится. Есть же врачи, больницы. Что-нибудь придумают. Не отменяют поездок и планов, «ну нас-то это не коснётся».
Затем город закрывают. И как только захлопываются ворота, за которыми у многих остались родственники и любимые, куда-то отъехавшие этой весной, в городе вместе с паникой нарастает недовольство, что все оказались в изоляции, как в тюрьме, и страх, что они никогда не увидятся с теми, кто остался на свободе.
Письма писать запрещают, остаётся возможность только коротко телеграфировать: «Я жив. Думаю о тебе».
Перестают ходить поезда и транспорт, встаёт работа, закрываются не продовольственные магазины, прыгают вверх цены на еду. Людей умирает всё больше, но жители всё равно не понимают, эпидемия это или нет, и пытаются найти цифры обычной смертности в городе, ищут логику, но тщетно.
Часть жителей уходит беспробудный запой.
Затем практически весь город накрывает страх.
Наступает жаркое лето, город прочёсывают патрули, реальные цифры умерших замалчиваются, люди сидят по домам и выходят на улицы только ближе к ночи, когда спадёт жара. Они ещё думают, что свободны и у них есть право выбора. Но к концу августа все начинают понимать, что это их «коллективная история» и что в одинаковом положении теперь находятся все.
У части жителей едет разум, начинаются поджоги домов, в которых, по их мнению, может быть источник чумы. Особенно чума бушует среди тех, кто живёт кучно – солдат, монахов и арестантов.
Часть жителей пытается вырваться из города и бросается на городские ворота, начинаются перестрелки. Кто-то кидается грабить дома, хотя до этого вёл вполне благочестивый образ жизни. Повсеместно наблюдаются вспышки безумия.
Затем ополоумевший город как будто бы затихает и начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам, но принятие новой реальности проходит на фоне почти безразличия и равнодушия ко всему. Чувства у жителей стали бесцветными, «скорее бы всё это кончилось», буднично говорили они, подчинившись всем этим бедствиям и страданиям.
Но «привычка к отчаянью куда хуже, чем само отчаяние. Город казался сплошным залом ожидания. Лишённые памяти и надежды, люди укоренялись в сегодняшнем, настоящем дне» … «Город был населён полупроснувшимися сонями,…которые уже ничего не выбирали: чума лишила их способности оценочных суждений…»
Что будет дальше, людям было уже почти всё равно: царило общее безразличие, никто уже не читал газет, не слушал радио. Как будет, так и будет.
Началась безработица и одновременное увлечение всякими пророчествами и ожиданием Апокалипсиса. Газеты продолжали предаваться оголтелому оптимизму…
...Чума ушла из города так же внезапно, как и пришла. От неё не нашли ни лекарств, ни вакцин – Чума побродила по городу, всех посчитала, часть людей забрала с собой, часть просто как будто бы не заметила – и ушла. И город медленно начал возвращаться к своей прежней жизни.
«Но каждый носит чуму в себе, ибо не существует такого человека в мире, которого бы она не коснулась… Микроб чумы никогда не умирает, не исчезает… а терпеливо ждёт своего часа и однажды может вернуться на горе и поучение людям»…(Альбер Камю)
Вот такой роман… Оптимизм, видимо, в том, что всё закончилось и в конце концов вернулось на круги своя. А зачем и для чего этому городу были даны такие испытания, Камю не разъясняет, оставляя место для размышления читателям...

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
У Камю не про это.
Шобы человек задумался, для чего и почему.
Если он способен, канешн
Кажется, я пас и пока воздержусь.
тяжело
Но в самом романе ничего нет про фашизм.
Там есть описание эпидемии и что происходит с людьми.
И практически никаких выводов.
Если вы читали конечно, а не просто так пишите.
А еще мне вспоминается рассказ другого известного французского писателя 20-го века, Марселя Паньоля. Рассказ называется "Зачумленные", в нем рассказывается о том, как 300 лет назад, когда в Марселе свирепствовала чума, врач одного из пригородов Марселя, при помощи очень жестких (а порой жестоких) мер изоляции, спас их от эпидемии, и ни один из жителей (тех, кто его послушался) не заболел. Если кому-то интересно, вот ссылка на русский перевод:
https://www.rulit.me/books/zachumlennye-read-418631-1.html
Да, всё так.
Камю именно об этом
Редакция ЖЖ рекомендует вашу запись
Но суть он передаёт очень верно и точно. Потомучто рассуждает о человеческой природе вообще.
Думать надо о другом. Значительная часть экономики связана с авиа- туризмом. Это реально завоз массы людей без иммунитета в заразные тропики. Еще бы не было пандемии! И кажется что придурки- бизнесмены надеются и дальше заниматься авиа-бизнесом. Не пора переходить на домашний отдых? Дело в том, что "вперед" на новый вирус вакцины не сделаещь, значит все будет повторяться. Вообще видимо надо сокращать физические контакты с дальним зарубежьем. Зачем ездить , если по телевизору все можно увидеть?
Об этом вы прочитали в советских изданиях? Ни в одном языке, кроме русского, нет словосочетания "коричневая чума".
В Германии 1920-х гг, штурмовики NSDAP были одеты в коричневую униформу - рубахи, шорты. Поэтому их и прозвали коричневыми. Но они были не фашистами, а нацистами, т.е. сторонниками германского национал-социалистами (ср. с нац.болами).
Именно в русскоязычной среде закрепилась ассоциация [итальянского] фашизма с германским нацизмом. Это сравнение потом подхватили т.н. прогрессивные европейские идеологи.
Причём русскоязычное отождествление нацистов с фашистами было не только в ругательной, но и комплиментарной форме - у монархически настроенной "русской" эмиграции в Шанхае, считавшей себя не только фашистами, а первыми в мире фашистами. Пытались в своих идеологических обоснованиях отнять пальму первенства у Гитлера, коего они как и советские журналисты записали в фошизды. Шанхайские "русские" фошизды издавали известную националистическую периодику с соотв.названием Нацiя пропагандирующую т.н. "русский фашизм".
Что до цветов германского "фошизма" - перед Первой мировой войной у германского командования были планы вести масштабные боевые действия в Африке. Для этого было изготовлено несколько сотен тысяч комплектов тропической военной формы светло-коричневого цвета (камуфляж в стиле "саванна"): рубашки с коротким рукавом, шорты и пробковые шлемы. Аднака... война пошла по несколько иному сценарию - германские колониальные части оказались отрезаны от метрополии и тропическая форма так и осталась на складах. Как раз в сложные для Германии 1920-е гг., чтобы добро не пропадало, её пустили в продажу для всех желающих. Поскольку для германского климата эта одежда подходила не очень, продавали её по чисто символической цене, которая и привлекла функционеров молодой партии NSDAP. Они закупили всю тропическую форму (кроме шлемов) и одели в неё своих штурмовиков. Так светло-коричневый цвет стал символом германского нацизма.
Известно что миллионы мух не могут ошибаться в выборе на что сесть - в тот момент в Германии это было самое популярное политическое течение, быстро разраставшееся, к 1930-м годам уже проникшее в другие страны, в т.ч. "вдохновившее" т.н. "русских фошиздов" в эмиграции.
Т.е. доктрина "коричневых" распространялась как эпидемия, отсюда ассоциации с чумой.