Top.Mail.Ru
? ?
Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Альбер Камю "Чума"
слоники
mahavam
Перечитала роман «Чума» Камю, так устала, что выключилась на два часа – роман великий, но сейчас никому не советую, и так все в напряжении. Но расскажу тем, кому интересно – аналогии есть. Слушайте.

Сначала в приближение катастрофы никто не верит, хоть и видят, как дохнут крысы. Что-то с природой, но не с нами же. Счастливый город, много кафе. Гуляют, работают, смеются.
Затем начинают умирать люди от лихорадки непонятного происхождения и «первоначальное изумление перешло в панику».
Весна, погода неустойчивая, то жара, то дожди и холод. Люди впадают в некоторое оцепенение, не понимая, что случилось. Затем выясняется, что это чума.
Люди воспринимают эту новость как что-то ирреальное и думают, что это не может быть надолго и скоро всё закончится. Есть же врачи, больницы. Что-нибудь придумают. Не отменяют поездок и планов, «ну нас-то это не коснётся».

Затем город закрывают. И как только захлопываются ворота, за которыми у многих остались родственники и любимые, куда-то отъехавшие этой весной, в городе вместе с паникой нарастает недовольство, что все оказались в изоляции, как в тюрьме, и страх, что они никогда не увидятся с теми, кто остался на свободе.
Письма писать запрещают, остаётся возможность только коротко телеграфировать: «Я жив. Думаю о тебе».
Перестают ходить поезда и транспорт, встаёт работа, закрываются не продовольственные магазины, прыгают вверх цены на еду. Людей умирает всё больше, но жители всё равно не понимают, эпидемия это или нет, и пытаются найти цифры обычной смертности в городе, ищут логику, но тщетно.

Часть жителей уходит беспробудный запой.
Затем практически весь город накрывает страх.
Наступает жаркое лето, город прочёсывают патрули, реальные цифры умерших замалчиваются, люди сидят по домам и выходят на улицы только ближе к ночи, когда спадёт жара. Они ещё думают, что свободны и у них есть право выбора. Но к концу августа все начинают понимать, что это их «коллективная история» и что в одинаковом положении теперь находятся все.

У части жителей едет разум, начинаются поджоги домов, в которых, по их мнению, может быть источник чумы. Особенно чума бушует среди тех, кто живёт кучно – солдат, монахов и арестантов.
Часть жителей пытается вырваться из города и бросается на городские ворота, начинаются перестрелки. Кто-то кидается грабить дома, хотя до этого вёл вполне благочестивый образ жизни. Повсеместно наблюдаются вспышки безумия.

Затем ополоумевший город как будто бы затихает и начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам, но принятие новой реальности проходит на фоне почти безразличия и равнодушия ко всему. Чувства у жителей стали бесцветными, «скорее бы всё это кончилось», буднично говорили они, подчинившись всем этим бедствиям и страданиям.
Но «привычка к отчаянью куда хуже, чем само отчаяние. Город казался сплошным залом ожидания. Лишённые памяти и надежды, люди укоренялись в сегодняшнем, настоящем дне» … «Город был населён полупроснувшимися сонями,…которые уже ничего не выбирали: чума лишила их способности оценочных суждений…»
Что будет дальше, людям было уже почти всё равно: царило общее безразличие, никто уже не читал газет, не слушал радио. Как будет, так и будет.
Началась безработица и одновременное увлечение всякими пророчествами и ожиданием Апокалипсиса. Газеты продолжали предаваться оголтелому оптимизму…

...Чума ушла из города так же внезапно, как и пришла. От неё не нашли ни лекарств, ни вакцин – Чума побродила по городу, всех посчитала, часть людей забрала с собой, часть просто как будто бы не заметила – и ушла. И город медленно начал возвращаться к своей прежней жизни.

«Но каждый носит чуму в себе, ибо не существует такого человека в мире, которого бы она не коснулась… Микроб чумы никогда не умирает, не исчезает… а терпеливо ждёт своего часа и однажды может вернуться на горе и поучение людям»…(Альбер Камю)

Вот такой роман… Оптимизм, видимо, в том, что всё закончилось и в конце концов вернулось на круги своя. А зачем и для чего этому городу были даны такие испытания, Камю не разъясняет, оставляя место для размышления читателям...




Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Но всё же проводить параллель с нынешней ситуацией - неверно.
У Камю не про это.

Читала раз одну какую-то книгу Камю, но не эту. Тяжелое чтение, я уже не способна на такое, так что спасибо, что потрудилась за нас. Думать слишком глубоко не хочется. Пускай идет своим чередом, все равно прямых параллелей делать никогда нельзя.

Ага, есть только совпадения, но и предупреждение опять же.
Шобы человек задумался, для чего и почему.
Если он способен, канешн

Кажется, я пас и пока воздержусь.


чтоб не говорили, что нас не предупреждали...

ну какжеж не разъясняет, эт аллегория на "коричневую чуму"...

Да мы учили в институте про это.
Но в самом романе ничего нет про фашизм.
Там есть описание эпидемии и что происходит с людьми.
И практически никаких выводов.
Если вы читали конечно, а не просто так пишите.

Как я понимаю (и сам автор об этом писал), в приведенном выше отрывке («Но каждый носит чуму в себе, ибо не существует такого человека в мире, которого бы она не коснулась… Микроб чумы никогда не умирает, не исчезает… а терпеливо ждёт своего часа и однажды может вернуться на горе и поучение людям») Камю говорит о духовной, "метафизической" чуме. О семенах зла, которые каждый из нас носит в себе и которые однажды могут вырваться из-под контроля. Ведь духовные заболевания так же заразны, как и физические. Хорошая книга, и как нельзя более актуальная сегодня.

А еще мне вспоминается рассказ другого известного французского писателя 20-го века, Марселя Паньоля. Рассказ называется "Зачумленные", в нем рассказывается о том, как 300 лет назад, когда в Марселе свирепствовала чума, врач одного из пригородов Марселя, при помощи очень жестких (а порой жестоких) мер изоляции, спас их от эпидемии, и ни один из жителей (тех, кто его послушался) не заболел. Если кому-то интересно, вот ссылка на русский перевод:
https://www.rulit.me/books/zachumlennye-read-418631-1.html

Спасибо!!
Да, всё так.
Камю именно об этом

"Журналист спросил, предохраняет ли маска хоть от чего-нибудь, и Тарру ответил: нет, зато действует на других успокоительно".

(Анонимно)
Роман "Слепота" Хосе Сарамаго чем-то похож. Акценты совершенно иные, история совершено другая, но все же.

У Камю это произведение антифашистское, антитоталитарное.
Но суть он передаёт очень верно и точно. Потомучто рассуждает о человеческой природе вообще.

Газеты продолжали предаваться оголтелому оптимизму… В этом отличие от нашей истории, где именно газеты и другие СМИ раздули истерию до вселенских масштабов и продолжают это делать. Вчера, например, сообщили о каком-то якобы новом штамме ковида, передающемся через норок. Не удивлюсь, если завтра начнут истреблять всех домашних животных. С точки зрения Собянина это будет большой плюс. Весной все сидели по домам, и только собачникам разрешалось гулять. Какая несправедливость! А так - все будут равны.

Пустите слух, что новый штамм ковида распространяется через собак и всех собачников "закроют"

Животных предлагал истребить еще Циолковский. Это же источник всех зараз. Думаю к этому придут. Да и не было в СССР никакой зоофилии. Давили этих собак машины и никого это не волновало.
Думать надо о другом. Значительная часть экономики связана с авиа- туризмом. Это реально завоз массы людей без иммунитета в заразные тропики. Еще бы не было пандемии! И кажется что придурки- бизнесмены надеются и дальше заниматься авиа-бизнесом. Не пора переходить на домашний отдых? Дело в том, что "вперед" на новый вирус вакцины не сделаещь, значит все будет повторяться. Вообще видимо надо сокращать физические контакты с дальним зарубежьем. Зачем ездить , если по телевизору все можно увидеть?

"По словам автора, содержание «Чумы» — это борьба европейского сопротивления против нацизма и фашизма. Но этим содержание его не исчерпывается. Как отметил Альбер Камю, он «распространил значение этого образа (чумы) на бытие в целом». Это не только чума (коричневая чума, как называли фашизм в Европе), а зло вообще, неотделимое от бытия, свойственное ему всегда. Чума — это и абсурд, что осмысливается как форма существования зла, это и трагическая судьба, которая уменьшает переход самого писателя от одинокого бунтарства к определению сообщества, чью борьбу надо разделять, эволюции в направлении к солидарности и соучастия."

коричневая чума, как называли фашизм в Европе
Об этом вы прочитали в советских изданиях? Ни в одном языке, кроме русского, нет словосочетания "коричневая чума".
В Германии 1920-х гг, штурмовики NSDAP были одеты в коричневую униформу - рубахи, шорты. Поэтому их и прозвали коричневыми. Но они были не фашистами, а нацистами, т.е. сторонниками германского национал-социалистами (ср. с нац.болами).
Именно в русскоязычной среде закрепилась ассоциация [итальянского] фашизма с германским нацизмом. Это сравнение потом подхватили т.н. прогрессивные европейские идеологи.
Причём русскоязычное отождествление нацистов с фашистами было не только в ругательной, но и комплиментарной форме - у монархически настроенной "русской" эмиграции в Шанхае, считавшей себя не только фашистами, а первыми в мире фашистами. Пытались в своих идеологических обоснованиях отнять пальму первенства у Гитлера, коего они как и советские журналисты записали в фошизды. Шанхайские "русские" фошизды издавали известную националистическую периодику с соотв.названием Нацiя пропагандирующую т.н. "русский фашизм".
Что до цветов германского "фошизма" - перед Первой мировой войной у германского командования были планы вести масштабные боевые действия в Африке. Для этого было изготовлено несколько сотен тысяч комплектов тропической военной формы светло-коричневого цвета (камуфляж в стиле "саванна"): рубашки с коротким рукавом, шорты и пробковые шлемы. Аднака... война пошла по несколько иному сценарию - германские колониальные части оказались отрезаны от метрополии и тропическая форма так и осталась на складах. Как раз в сложные для Германии 1920-е гг., чтобы добро не пропадало, её пустили в продажу для всех желающих. Поскольку для германского климата эта одежда подходила не очень, продавали её по чисто символической цене, которая и привлекла функционеров молодой партии NSDAP. Они закупили всю тропическую форму (кроме шлемов) и одели в неё своих штурмовиков. Так светло-коричневый цвет стал символом германского нацизма.
Известно что миллионы мух не могут ошибаться в выборе на что сесть - в тот момент в Германии это было самое популярное политическое течение, быстро разраставшееся, к 1930-м годам уже проникшее в другие страны, в т.ч. "вдохновившее" т.н. "русских фошиздов" в эмиграции.
Т.е. доктрина "коричневых" распространялась как эпидемия, отсюда ассоциации с чумой.