Categories:

о цели

Читала у кого-то из друзей мнение, что всё, что ни делал бы человек, он делает исключительно для себя и в своих интересах. И подвиг совершает, чтобы потом им гордились и он сам собой – мол вот я какой. А если и гибнет, так он просто по-другому не мог, потому что для себя он это делает, исходя из собственных принципов и убеждений.
Если придерживаться такой точки зрения тотального эгоизма, то теряется сам смысл человеческого существования на земле, я думаю. Высшая цель человека – суметь подняться над собой и своими инстинктами, в религиозном понимании – приблизиться к Божественному своему предназначению. В атеистическом – не стать животным. Ни в какой ситуации. Не отнять, а отдать. Не растоптать, а сохранить. Не убить, а спасти.
Принцип эгоиста – жить для себя и главное спасти самого себя в трудной ситуации. Принцип человека в высшем его назначении – победить в себе животное начало.

Во время войны в блокадном Ленинграде были случаи поедания людей – но это не носило массовый характер. Да, голод некоторых людей превращал в животных, когда они уже теряли разум. Осуждать никого не берусь, всё это слишком страшно и не дай Бог кому. Но в большинстве своём люди всё-таки оставались людьми и друг друга не ели. Умирали, но не ели.

Ещё вспомнился трагический случай, произошедший несколько лет назад:молодой парень, служивший алтарником в местной церкви, увидев на рельсах пьяного бомжа и мчащийся поезд, выскочил на пути и вытолкнул бомжа из-под состава. Сам погиб.
Подвиг? Или вы скажете – глупость, зачем умирать ради какого-то бомжа, ну если хотя бы ради ребёнка…
Да вот не было для него разницы, кто стоит на рельсах – что ребёнок, что бомжик – всё божий человек, любого спасать надо. Думал ли этот священник о себе в тот момент, когда бросился спасать человека? Нет, он думал об опасности для этого человека. Когда человек рискует ради другого, это он делает не для себя. Потому что дороже нашей жизни у нас всё равно ничего нет и прощаться с ней каждому страшно.
А у этого парня любовь к ближнему стояла выше собственной жизни, и решение своё он принимал не из эгоистических побуждений, а из любви.

Если в сердце человека есть любовь, если её накоплено много, очень много – он априори уже не может поступать эгоистично. Корыстный человек, это тот, в ком мало любви. Бескорыстный – кто делится своею любовью без корысти, без выгоды, без условий. В этом и есть безусловная любовь. Условная любовь – это не любовь уже, это что-то другое.

Любовь в душе человека измеряется готовностью жертвовать. Тем, можешь ли ты пожертвовать ради ближнего или дальнего хоть чем-то – временем, силами, чем-то материальным. И если мне скажут: ну он просто по-другому не может и не умеет, поэтому и жертвует! – я отвечу: и может, и умеет. Все мы люди вменяемые, себя любим и силами своими дорожим. Но когда между собственными интересами и помощью кому-то мы выбираем помощь, без расчёта на какую-то отдачу – мы побеждаем собственный эгоизм и поступаем из любви. Особенно, если это связано с риском для собственной жизни и свободы.

Читала, как Лидия Чуковская в годы репрессий ходила навещать одну семью и приносила им какую-то еду – никто, ни один не решался пойти к этой семье, это была семья врагов народа, от них отвернулись все, потому что жили в страхе. А Чуковская – нет. Ходила и поддерживала их, как могла. Вы думаете, она не боялась? Или может быть сумасшедшая такая? Нет. Просто любовь и сострадание были выше её естественного страха за собственную жизнь и свободу. Могла ли она поступить по-другому? Конечно, могла. И её бы никто не осудил. Но это был её собственный выбор.

Это вечная тема о цели человека и смысле его существования, говорить можно долго. Но, ещё раз: не из эгоистических соображений человек становится подвижником, чем-то жертвует и следует высшим нравственным законам – редко кто рождён именно для этого и по-другому жить не может, как только подвиг каждый день совершать. Нет, все мы делаем выбор, в какую сторону идти. И находимся в постоянном развитии (очень бы хотелось в это верить).