Были неоднозначные беседы с детьми и споры с учителями, а дело, собственно, вот в чём...
Есть у меня некая твёрдая уверенность в том, что нельзя говорить, относительно детей и подростков, что-де не стоит им внушать, что хорошо, а что плохо, мол, сами разберутся. Главное, их проинформировать, а там уж…
Могу с полной ответственностью заявить, что такая точка зрения губительна.
Это всё равно, что выпустить их на проезжую часть, не объяснив правил дорожного движения.
Дети должны чётко усвоить, что хорошо, а что плохо. Они должны принять это за истину, и больше никак.
Что воровать – плохо (не из-за страха, что будешь наказан, а исходя из выбранных нравственных ценностей)
завидовать – плохо,
быть эгоистом – плохо,
ябедничать, врать, обижать слабого, прогибаться под сильного, сквернословить – всё это плохо и признаки разложения души.
Плевать на пол, выбивать стул из-под соседа, смеяться над инвалидом – признаки дурного воспитания и опять же, духовные проблемы…
На уроке мы говорили о гениях в истории человечества, о гениях со знаком плюс и со знаком минус.
И вот что мне сказали дети.
Что Ленин и Сталин – это гении со знаком плюс.
Потому что Ленин построил новое государство, а Сталин поднял Россию с колен, победил в войне и накормил страну.
А сидело в тюрьмах при нём совсем не так уж и много народу, и большинство - за дело.
Внимательно их выслушав, я поинтересовалась, откуда такая информация.
- ТАК ИЗ УЧЕБНИКА ПО ИСТОРИИ!.. - хором ответили они.
- «В печь!» – ответила я словами профессора Преображенского – « И Керенского – туда же!»...
Два урока пришлось посвятить проблеме сталинизма, фашизма (об этом тоже слабое представление, потому как ВО войне в школе выделено всего два часа), тоталитаризма, шовинизма, нацизма и идеям коммунизма (одни «измы» кругом, мать их..)
И вопроса, «зачем ты грузишь детей?..», я не понимаю.
Потому что я не хочу, чтобы они выросли безнравственными коммерсантами.
И чтобы мне потом неприятно было с ними общаться.
Да, они должны усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо.
Несмотря ни на какие линии партии, несмотря на то, что мир взрослых циничен и зол.
Они должны сейчас понять всю меру ответственности за свои поступки.
А потом уже пусть выбирают, как им жить и как поступать.
-----------------
"Человеческое безумие с годами всё больше приближается к норме, а норма становится чем-то противоестественным". С.Довлатов.