сегодня вышло
* * *
"Мария Махова — автор стихов, песен, педагогических программ, сказок и спектаклей. Режиссёр, литератор, автор пяти поэтических книг и двух книг прозы. Член союза российских писателей. Учитель, работает во Дворце Творчества в "Тинейджер-центре", г. Иваново.
— Здравствуйте, Мария! С последнего фестиваля «Гусли мира» в Суздале я читаю Вашу страничку. Это уже как подписка на любимый журнал. Месяц назад был «Маха-фест», были Ваши разноплановые эмоции после. А как сейчас? Нет желания проводить стримы время от времени, как это делает Елена Фролова? Трудно ли без летних фестивалей и живых концертов?
— Ну, как сказать… Эти месяцы изоляции ни сил, ни оптимизма не прибавили ). Интернет-общение и различные онлайн-мероприятия энергию скорее забирают, чем дают, плюс к этому и работа вся была в онлайне, как и у всех – но не видеть живых детей (я учитель) и общаться только в сети… ничего в этом хорошего нет. И пользы никакой тоже не вижу. Вообще хочется как можно меньше подходить к компьютеру – и глаза, и спина, и голова – всё уже отваливается ). Энергию нужно получать от солнца, природы и живого общения… Но вот и отпуск наступил, а ничего не поменялось – всё та же сеть, работа, дом – не видно этому конца).
— Думаю, Вам задавали уже сотни обычных вопросов во время других интервью. Потому поробуем что-то иное: Вы, Людмила Петрушевская и Эльмира Галеева попадает на месяц на прекрасный, но необитаемый остров. Давайте ещё Игоря Малыгина возьмём, кто-то же должен будет строить шалаши. Как Вы перенесёте месяц без интернета? Какие вещи возьмёте с собой? Кто окажется пятым в вашей компании через неделю?
— Прикольно)). Без интернета – легко, и не один месяц, я про него вообще забываю, когда уезжаю куда-нибудь. Тем более в такой компании! Думаю, что шалаш мы будем строить все – для Петрушевской ). У неё и возраст, и характер, и шляпки – нужно будет ответственно к этому делу подойти. С Эльмирой я на любой остров и в любой шалаш даже не задумываясь. С Игорем тоже не страшно. Сядем потом на пенёк… да у костра… и хорошо нам настанет, и никакая беда не достанет… *мечтательно и нараспев. Какой там интернет, да и до него ли ))
Кого ещё позвала бы?.. Ну, Федотову конечно, альтистку мою, вместе с альтом. Маша Федотова вообще уникум, она всё может – и рубить, и косить, и в еде неприхотлива, и спит, где приляжет ). Только её надо с Гришей звать, она без Гриши – никуда. Это собакин её, очень весёлый персонаж, она у нас дама с собачкой. И программу наконец-то новую сделаем – ох, ну где же тот остров?.. Мечта.
Ну и ещё я бы, конечно, мужчин в нашу компанию добавила, таких, с которыми ничего не страшно и всё умеют – на помощь Игорю. А то он один с барышнями с ума сойдёт, шалаши-то строить и пищу добывать. У меня есть такие, которые и защитят, и всё добудут, прям настоящие силачи и друзья-друзья.
— Расскажите, пожалуйста, о своём идеальном дне. Как Вы любите проводить свободное время? Какой вид отдыха предпочитаете?
— Моё идеальное дно )). Залечь и быть рыбой, таинственной рыбой, с глазами прозрачными, медленным взглядом… (задумчиво). Идеально, это нереально… Но можно представить: это когда у тебя ничего не болит – ни голова, ни душа – и от всех дел ты свободен. Просыпаешься утром и думаешь: ура, никуда не надо бежать, никому ничего не должен, ремонт закончен и деньги есть )). Ну, трудно себе представить такую лёгкость и свободу, это только в детстве может быть, или в юности – когда тебя ничего ещё не связывает по рукам и ногам. Бежишь в поле за домом – и счастлив. А вечером берёшь любимую книжку и улетаешь в другие миры. А мама говорит: «Скоро мы поедем на море». И мы с сестрой орём «ура!!», и больше ничего не надо… Но это, собственно, о счастье…
А так… Любой день может быть удачным, или не очень.
Идеальным – наверное, когда рядом любимые люди, друзья… Просто говорить, смеяться, куда-то идти или лежать в траве. Находясь в доме трудно себе устроить идеальный день – всё равно нужно что-то делать и за что-то отвечать, куда-то звонить. Свобода всё-таки в движении. Идеальный день – это когда ты свободен.
— Вы обычно не оставляете без внимания социальные темы: и трагедия вокруг Ефремова, и поправки те самые, и коронавирус в разных ипостасях и историях. Как думаете, может Поэт (не зря с большой буквы) игнорировать эти темы, не фокусироваться, проходить мимо? Есть что-то, о чём Вы никогда бы не стали писать?
— Может, конечно. Да, наверное, и лучше, если поэт будет в стороне от этого всего. Достаточно вспомнить Блока, которого втянули в революцию, назначив работать в каких-то комитетах, и это его разрушило. В дневнике он писал, что больше себе не принадлежит, что его «выпили»… Он страшно страдал, говорил: «Я музыки больше не слышу…» Понимаете, о чём он?.. А потом заболел, лежал уже, ничего не хотел – только уехать! – и медленно умирал…
Поэт вообще существо тонкое и ранимое, не надо его трогать, пусть живёт в гармонии с собой и ловит звуки и смыслы, не надо его на баррикады. Он для другого создан, нельзя ко всем с одной меркой, ему и так нелегко, у него и так запутано всё.
Что касается меня – да я в принципе не пишу стихов о политике, и о поправках не пишу)
Это меня как-то… не вдохновляет )
Меня задевает любая несправедливость, ложь, абсурд – как человека, живущего именно здесь и переживающего именно данный момент истории. И есть часть читателей, которые хотели бы видеть на моей странице только стихи и разные добрые рассказы – периодически мне пишут об этом, сокрушаясь, что вот-де… подписались на Вашу страницу, а Вы… Но что поделать – я живой человек и не могу по-другому.
А про темы... Не знаю, у меня нет внутренних ограничений: если дело касается стихов, здесь я себе доверяю полностью. Вопрос только в одном: звучит эта тема во мне, или не звучит. Только в музыке вопрос – есть она, или нет. Звучит внутри этот ритм – и ты уже не можешь спокойно жить и что-то делать, пока не распознаешь его до конца. И это может не один день продолжаться, но это к вопросу о самом вытворении уже) Ты с ним всегда на «вы», это очень аккуратный и тонкий процесс, здесь ни суеты, ни давления не должно быть, иначе всё уйдёт. Музыка ревнива, как и слово: если ты задвигаешь её за шкаф, она долго этого не потерпит и может не выйти к тебе уже.
Впрочем, иногда мне приходилось писать про заводы и цеха, и даже гимн какому-то предприятию писала как-то. Нет, внутри ничего не звучало, какое там)) Но я это делала на заказ – это другое, это работа.
К слову, я могу написать стихи вообще про что угодно – это многолетняя тренировка сказывается. И хорошие будут стихи). Но что касается именно собственных тем и звучаний – здесь нужно другое погружение и важна спонтанность, лёгкость этой волны. И здесь ты действительно рыба (к вопросу об идеальном дне ) ).
— Расскажите о своей первой работе. Многие знают, чем Вы занимаетесь сейчас. А с чего всё начиналось?
— В деревне у меня была работа, я об этом периоде жизни даже книжку написала, «ДоКуТур» называется. Её довольно быстро раскупили, она даже есть в 16 библиотеках США и в Колумбийском Университете ). В советское время существовала система обязательных распределений по городам и деревням после училищ и институтов. Эта книжка как раз о том, как я работала в середине 80-х в сельском клубе худруком, занималась с детьми и подростками. Это была очень насыщенная жизнь, хоть и очень не простая.
— Недавно мы с Аней Герасимовой разговаривали о сверхспособностях: я спросила о тех, какие бы она мечтала иметь, а она рассказала о том, что и без магии умеет. Расскажите, пожалуйста, о Ваших: может, вещие сны? Может, высокий уровень эмпатии? Что?
— Иметь сверхспособности очень ответственно, поэтому их людям редко выдают ). Мне вот хочется летать, но на самом-то деле я понимаю, что лучше не надо. Представила такую картинку: лечу я над городом, размахивая руками… И кто-то смотрит в небо, и думает: о, Махова полетела… наверное, на юг, значит, скоро осень…
Но в реальности-то нормальная жизнь тут же закончится, будут около подъезда люди с камерами круглосуточно следить за каждым твоим шагом и жизнь превратиться в ад ). И будут тебя за ноги держать и кричать: научи!! расскажи!! А затем и вовсе в больницу сдадут для опытов.
А вот иметь какие-то ещё таланты – хотелось бы, это правда. Рисовать, например, или руками что-то делать. Танцевать, играть на всех музыкальных инструментах…
Но.. всё-таки.. из сверх.. Хотелось бы уметь путешествовать во времени. В прошлое, например. Мне бы хотелось поговорить с Сократом). Или туда, в свой старый двор, ведь я помню всё… И к маме с бабусей, сесть на старый диван, прижаться к маме плечом…Впрочем, нет, можно оттуда и не уйти совсем, это может быть опасно… Но вот в школу Пифагора обязательно бы слетала. Но с условием знания всех языков, а то что я там пойму).
— В конце хочу спросить очень простое: что такое счастье для Марии Маховой?
— Ой-ёй, это один из самых сложных вопросов на самом-то деле. Это философский вопрос. Тут ведь нужно понимать, для какого из моих «я» что есть «счастье». Для земного – мои дети и внуки. Это безусловная любовь, моё продолжение в земном воплощении и на генетическом уровне. Ещё – здоровье и успехи моих любимых людей и друзей. Когда у них всё в порядке, я как раз и ощущаю тот покой, о котором Пушкин писал, что счастье есть покой. И воля ещё – ну то есть свобода… Или кому-то помочь стать счастливее – от этого ты и сам становишься счастливым, лёгким…
А для моего космического «я» (которое тоже у всех есть) – это момент познавания и узнавания, возможность погружения и трансформации. «Припоминания», как говорил Платон, попытка вспомнить, кем ты был ДО и для чего вернулся сюда. Но это ещё один долгий разговор... А вообще у Лены Фроловой, с которой у нас на днях вышел совместный диск, есть замечательная песня на мой стих о счастье… В ней, наверное, сказано всё…
«Думать о счастье – невелика наука.
Счастье такое – без голоса и без слуха,
похоже на облако и на прозрачные нити,
где-то как будто около – не уловить его…
(и – в конце – )
…махни Ахиллесу, скажи что-нибудь миру,
над ним пролетает стрела и летит мимо,
не попадая ни в птицу, ни в пятку, ни в сердце,
ни в нашу с тобою юность, ни в наше детство,
смотри, никто не убит, мир опять выжил,
и столько вокруг любви – ну смотри, смотри же»…
Интервьюер: Анна Сеничева"