Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

интервью

Интервью для проекта "Автор"> (https://vk.com/a.autor)
сегодня вышло

* * *

"Мария Махова — автор стихов, песен, педагогических программ, сказок и спектаклей. Режиссёр, литератор, автор пяти поэтических книг и двух книг прозы. Член союза российских писателей. Учитель, работает во Дворце Творчества в "Тинейджер-центре", г. Иваново.

— Здравствуйте, Мария! С последнего фестиваля «Гусли мира» в Суздале я читаю Вашу страничку. Это уже как подписка на любимый журнал. Месяц назад был «Маха-фест», были Ваши разноплановые эмоции после. А как сейчас? Нет желания проводить стримы время от времени, как это делает Елена Фролова? Трудно ли без летних фестивалей и живых концертов?

— Ну, как сказать… Эти месяцы изоляции ни сил, ни оптимизма не прибавили ). Интернет-общение и различные онлайн-мероприятия энергию скорее забирают, чем дают, плюс к этому и работа вся была в онлайне, как и у всех – но не видеть живых детей (я учитель) и общаться только в сети… ничего в этом хорошего нет. И пользы никакой тоже не вижу. Вообще хочется как можно меньше подходить к компьютеру – и глаза, и спина, и голова – всё уже отваливается ). Энергию нужно получать от солнца, природы и живого общения… Но вот и отпуск наступил, а ничего не поменялось – всё та же сеть, работа, дом – не видно этому конца).

— Думаю, Вам задавали уже сотни обычных вопросов во время других интервью. Потому поробуем что-то иное: Вы, Людмила Петрушевская и Эльмира Галеева попадает на месяц на прекрасный, но необитаемый остров. Давайте ещё Игоря Малыгина возьмём, кто-то же должен будет строить шалаши. Как Вы перенесёте месяц без интернета? Какие вещи возьмёте с собой? Кто окажется пятым в вашей компании через неделю?


— Прикольно)). Без интернета – легко, и не один месяц, я про него вообще забываю, когда уезжаю куда-нибудь. Тем более в такой компании! Думаю, что шалаш мы будем строить все – для Петрушевской ). У неё и возраст, и характер, и шляпки – нужно будет ответственно к этому делу подойти. С Эльмирой я на любой остров и в любой шалаш даже не задумываясь. С Игорем тоже не страшно. Сядем потом на пенёк… да у костра… и хорошо нам настанет, и никакая беда не достанет… *мечтательно и нараспев. Какой там интернет, да и до него ли ))

Кого ещё позвала бы?.. Ну, Федотову конечно, альтистку мою, вместе с альтом. Маша Федотова вообще уникум, она всё может – и рубить, и косить, и в еде неприхотлива, и спит, где приляжет ). Только её надо с Гришей звать, она без Гриши – никуда. Это собакин её, очень весёлый персонаж, она у нас дама с собачкой. И программу наконец-то новую сделаем – ох, ну где же тот остров?.. Мечта.
Ну и ещё я бы, конечно, мужчин в нашу компанию добавила, таких, с которыми ничего не страшно и всё умеют – на помощь Игорю. А то он один с барышнями с ума сойдёт, шалаши-то строить и пищу добывать. У меня есть такие, которые и защитят, и всё добудут, прям настоящие силачи и друзья-друзья.

— Расскажите, пожалуйста, о своём идеальном дне. Как Вы любите проводить свободное время? Какой вид отдыха предпочитаете?

— Моё идеальное дно )). Залечь и быть рыбой, таинственной рыбой, с глазами прозрачными, медленным взглядом… (задумчиво). Идеально, это нереально… Но можно представить: это когда у тебя ничего не болит – ни голова, ни душа – и от всех дел ты свободен. Просыпаешься утром и думаешь: ура, никуда не надо бежать, никому ничего не должен, ремонт закончен и деньги есть )). Ну, трудно себе представить такую лёгкость и свободу, это только в детстве может быть, или в юности – когда тебя ничего ещё не связывает по рукам и ногам. Бежишь в поле за домом – и счастлив. А вечером берёшь любимую книжку и улетаешь в другие миры. А мама говорит: «Скоро мы поедем на море». И мы с сестрой орём «ура!!», и больше ничего не надо… Но это, собственно, о счастье…
А так… Любой день может быть удачным, или не очень.

Идеальным – наверное, когда рядом любимые люди, друзья… Просто говорить, смеяться, куда-то идти или лежать в траве. Находясь в доме трудно себе устроить идеальный день – всё равно нужно что-то делать и за что-то отвечать, куда-то звонить. Свобода всё-таки в движении. Идеальный день – это когда ты свободен.

— Вы обычно не оставляете без внимания социальные темы: и трагедия вокруг Ефремова, и поправки те самые, и коронавирус в разных ипостасях и историях. Как думаете, может Поэт (не зря с большой буквы) игнорировать эти темы, не фокусироваться, проходить мимо? Есть что-то, о чём Вы никогда бы не стали писать?

— Может, конечно. Да, наверное, и лучше, если поэт будет в стороне от этого всего. Достаточно вспомнить Блока, которого втянули в революцию, назначив работать в каких-то комитетах, и это его разрушило. В дневнике он писал, что больше себе не принадлежит, что его «выпили»… Он страшно страдал, говорил: «Я музыки больше не слышу…» Понимаете, о чём он?.. А потом заболел, лежал уже, ничего не хотел – только уехать! – и медленно умирал…
Поэт вообще существо тонкое и ранимое, не надо его трогать, пусть живёт в гармонии с собой и ловит звуки и смыслы, не надо его на баррикады. Он для другого создан, нельзя ко всем с одной меркой, ему и так нелегко, у него и так запутано всё.

Что касается меня – да я в принципе не пишу стихов о политике, и о поправках не пишу)
Это меня как-то… не вдохновляет )
Меня задевает любая несправедливость, ложь, абсурд – как человека, живущего именно здесь и переживающего именно данный момент истории. И есть часть читателей, которые хотели бы видеть на моей странице только стихи и разные добрые рассказы – периодически мне пишут об этом, сокрушаясь, что вот-де… подписались на Вашу страницу, а Вы… Но что поделать – я живой человек и не могу по-другому.

А про  темы... Не знаю, у меня нет внутренних ограничений: если дело касается стихов, здесь я себе доверяю полностью. Вопрос только в одном: звучит эта тема во мне, или не звучит. Только в музыке вопрос – есть она, или нет. Звучит внутри этот ритм – и ты уже не можешь спокойно жить и что-то делать, пока не распознаешь его до конца. И это может не один день продолжаться, но это к вопросу о самом вытворении уже) Ты с ним всегда на «вы», это очень аккуратный и тонкий процесс, здесь ни суеты, ни давления не должно быть, иначе всё уйдёт. Музыка ревнива, как и слово: если ты задвигаешь её за шкаф, она долго этого не потерпит и может не выйти к тебе уже.

Впрочем, иногда мне приходилось писать про заводы и цеха, и даже гимн какому-то предприятию писала как-то. Нет, внутри ничего не звучало, какое там)) Но я это делала на заказ – это другое, это работа.
К слову, я могу написать стихи вообще про что угодно – это многолетняя тренировка сказывается. И хорошие будут стихи). Но что касается именно собственных тем и звучаний – здесь нужно другое погружение и важна спонтанность, лёгкость этой волны. И здесь ты действительно рыба (к вопросу об идеальном дне ) ).

— Расскажите о своей первой работе. Многие знают, чем Вы занимаетесь сейчас. А с чего всё начиналось?

— В деревне у меня была работа, я об этом периоде жизни даже книжку написала, «ДоКуТур» называется. Её довольно быстро раскупили, она даже есть в 16 библиотеках США и в Колумбийском Университете ). В советское время существовала система обязательных распределений по городам и деревням после училищ и институтов. Эта книжка как раз о том, как я работала в середине 80-х в сельском клубе худруком, занималась с детьми и подростками. Это была очень насыщенная жизнь, хоть и очень не простая.

— Недавно мы с Аней Герасимовой разговаривали о сверхспособностях: я спросила о тех, какие бы она мечтала иметь, а она рассказала о том, что и без магии умеет. Расскажите, пожалуйста, о Ваших: может, вещие сны? Может, высокий уровень эмпатии? Что?

— Иметь сверхспособности очень ответственно, поэтому их людям редко выдают ). Мне вот хочется летать, но на самом-то деле я понимаю, что лучше не надо. Представила такую картинку: лечу я над городом, размахивая руками… И кто-то смотрит в небо, и думает: о, Махова полетела… наверное, на юг, значит, скоро осень…

Но в реальности-то нормальная жизнь тут же закончится, будут около подъезда люди с камерами круглосуточно следить за каждым твоим шагом и жизнь превратиться в ад ). И будут тебя за ноги держать и кричать: научи!! расскажи!! А затем и вовсе в больницу сдадут для опытов.
А вот иметь какие-то ещё таланты – хотелось бы, это правда. Рисовать, например, или руками что-то делать. Танцевать, играть на всех музыкальных инструментах…

Но.. всё-таки.. из сверх.. Хотелось бы уметь путешествовать во времени. В прошлое, например. Мне бы хотелось поговорить с Сократом). Или туда, в свой старый двор, ведь я помню всё… И к маме с бабусей, сесть на старый диван, прижаться к маме плечом…Впрочем, нет, можно оттуда и не уйти совсем, это может быть опасно… Но вот в школу Пифагора обязательно бы слетала. Но с условием знания всех языков, а то что я там пойму).

— В конце хочу спросить очень простое: что такое счастье для Марии Маховой?

— Ой-ёй, это один из самых сложных вопросов на самом-то деле. Это философский вопрос. Тут ведь нужно понимать, для какого из моих «я» что есть «счастье». Для земного – мои дети и внуки. Это безусловная любовь, моё продолжение в земном воплощении и на генетическом уровне. Ещё – здоровье и успехи моих любимых людей и друзей. Когда у них всё в порядке, я как раз и ощущаю тот покой, о котором Пушкин писал, что счастье есть покой. И воля ещё – ну то есть свобода… Или кому-то помочь стать счастливее – от этого ты и сам становишься счастливым, лёгким…

А для моего космического «я» (которое тоже у всех есть) – это момент познавания и узнавания, возможность погружения и трансформации. «Припоминания», как говорил Платон, попытка вспомнить, кем ты был ДО и для чего вернулся сюда. Но это ещё один долгий разговор... А вообще у Лены Фроловой, с которой у нас на днях вышел совместный диск, есть замечательная песня на мой стих о счастье… В ней, наверное, сказано всё…

«Думать о счастье – невелика наука.
Счастье такое – без голоса и без слуха,
похоже на облако и на прозрачные нити,
где-то как будто около – не уловить его…


(и – в конце – )

…махни Ахиллесу, скажи что-нибудь миру,
над ним пролетает стрела и летит мимо,

не попадая ни в птицу, ни в пятку, ни в сердце,
ни в нашу с тобою юность, ни в наше детство,

смотри, никто не убит, мир опять выжил,
и столько вокруг любви – ну смотри, смотри же»…


Интервьюер: Анна Сеничева"





Tags: Фролова, видео, друзья, интервью, песня
Subscribe

  • говорить

    Говорить с человеком, которого больше нет, говорить, замедляя шаг и не помня тем, рядом каркнул ворон – чёрный, как этот снег, ночь приходит в…

  • хочется

    А тут рассказывай – не рассказывай, а тут доказывай – не доказывай, но перед каждым всегда одна своя стена, словно часть слона. И, в общем, лучше,…

  • Пасхальное

    Дмитрий Быков …А между тем благая весть — всегда в разгар триумфа ада, и это только так и есть, и только так всегда и надо! Когда,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments