– Самый популярный вопрос русских корреспондентов знаете, какой? «Вы начальник дома отдыха, или тюрьмы?..»
Тюрьма действительно напоминает то ли гостиницу, то ли дом отдыха – светлый коридор, красивая столовая, спортзал, библиотека, комната отдыха… Заключённые живут в отдельных комнатах с большими окнами, где есть кровать, стол, телевизор…
– Понимаете, – объясняет начальник тюрьмы, – наша задача – научить заключённых уважать себя и всех остальных. Большинство из них никогда не встречались с понятием уважения. Наша задача научить их какому-то делу, обучить тому, чем они смогут зарабатывать, когда выйдут отсюда. Кто-то здесь же получает высшее образование по интернету (интернета в камере нет, он есть в учебных классах). Их учат готовить еду, выращивать растения в оранжерее и обучают профессиям.
– Я заметил, что в замочных скважинах многих комнат-камер торчит ключ – заключённые могут сами покидать камеры? – с удивлением спрашивает наш корреспондент.
– Да, они могут пойти в спортзал или в библиотеку, – кивает начальник, – и запереть свою камеру, пока их нет.
Затем ловит удивлённый взгляд корреспондента и продолжает:
– Им же после освобождения жить среди нас, они станут частью нашего общества. Они должны научиться жить НОРМАЛЬНО, по-человечески. И уважать и себя, и других.
Вообще целью нашего корреспондента было найти тюрьму, в которой сейчас сидит Брейвик (это было из ряда вон выходящее преступление, когда один человек – Брейвик – в 2011 году совершил сразу два теракта – один в детском лагере в Осло, где от его руки погибли дети, затем сел в машину и проехал на собрание рабочих – в общей сложности погибло 77 человек). Брейвик получил высшую меру наказания – 21 год лишения свободы, но с возможностью продления срока. Начинал он свой срок отсидки в тюрьме в Осло.
В Норвегии не принято говорить об этом человеке – его как бы не существует. Никто не знает, что с ним происходит и где его сейчас держат – его специально перевозят из тюрьмы в тюрьму, чтобы он не успел ни с кем сблизиться и подружиться. Из памяти самих норвежцев он как будто бы вычеркнут, места ему там нет.
Брейвик признан психически вменяемым, операцию свою он тщательно спланировал и долго к ней готовился.
Начальник тюрьмы рассказал, что проблемы у Брейвика начались в детстве: поведение его матери носило взрывной и непостоянный характер, она могла гладить его по голове и улыбаться, и через несколько секунд начать на него орать и отталкивать от себя – мальчик понимал, что он снова делает что-то не так и опять не герой. Он всё больше укоренялся в комплексах и жил в своих нервных иллюзиях…
Что ещё меня поразило в этом деле: родители убитых детей, когда шёл суд над Брейвиком, написали бумагу и просили о человеческом отношении к преступнику, чтобы ему никто не мстил, чтобы его не били и не издевались над ним. Мотивацией, видимо, было то, что, возможно, к Брейвику вернётся его заблудшая душа и совесть. А через насилие и побои можно воспитать только ненависть. А важно, чтобы из его души ушла ненависть, и пришло раскаяние. Чтобы ушёл зверь, и вернулся человек.
камера Брейвика в Осло
..В Норвегии самый низкий процент повторных преступлений, в основном это мигранты, среди них много русскоговорящих. Главный принцип работы тюремной системы Норвегии такой: «Прежде, чем достать человека из тюрьмы, нужно достать тюрьму из человека».
В реабилитационном блоке осуждённые общаются, ходят друг другу в гости, могут заниматься с инструктором по йоге, играть в шахматы, шашки, футбол. Сотрудники учреждения работают с ними без спецформы, чтобы заключенные отвыкали от тюрьмы, готовились к жизни за её пределами. За каждым из них закреплено несколько человек, которые будут заниматься проблемами его проживания, когда он выйдет на свободу, трудоустройством, лечением, долговыми обязательствами. На заключённых не кричат, и уж тем более их не бьют.
– Наша главная задача – вернуть человека в общество. Поэтому заключенные не лишены избирательных прав, продолжают заниматься творчеством, самообразованием. – рассказывает начальник тюрьмы. – Отмечу, что условия содержания не «мягкие» – они просто соответствуют закону.
При входе в тюрьму всем выдают памятки на разных языках, в том числе на русском: «Добро пожаловать в тюрьму Осло».