Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Category:

"Ничего и никого не бойтесь, кроме суда совести"

Режиссёру Александру Сокурову сегодня исполняется 70 лет.
Из недавнего интервью ТАСС, в котором он говорит о цензуре в современной России и повсеместных запретах в сфере культуры:

"Я заявляю, что вижу все признаки цензуры, которая распространяется, к сожалению, и на моих молодых коллег. И это меня очень беспокоит. Рубите меня на куски, — что со мной еще можно сделать? — не трогайте только их. Очень многое, что сегодня в России в кино не происходит, не получается, не возникает — это из-за страха или предчувствия молодых людей, что цензурный меч не позволит им даже шаг сделать в направлении этих замыслов.

Я могу судить, конечно, только по кино. По другим отраслям мне судить трудно. Но по кино я понимаю, что, во-первых, если у вас будет какой-то серьезный замысел драматического современного фильма, — фильма-расследования, фильма-трагедии, даже лирического фильма — по соображениям цензурным или по мнению руководителя отдела Федеральной службы безопасности, который сидит работает в Министерстве культуры, вы не получите денег на этот фильм.
Кроме того, если вы и сделаете серьезный фильм, — фильм-расследование, фильм, который рассказывает о человеческой драматической истории или о какой-либо политической ситуации в России (в игровом кино во всем мире эти темы активно разрабатываются), — конечно, вы будете подвергнуты остракизму сразу, и этот фильм не получит разрешительное прокатное удостоверение.
Я не встречал в кино случая самоцензуры.
Но я общаюсь исключительно с молодыми людьми.
Я почти не встречаюсь, находясь в этом провинциальном Петербурге нашем, со своими ровесниками — времени и сил нет. Но когда работаю с молодыми людьми, даже иногда сам им говорю: "Это лучше не делать. Потому что вы затратите время, силы, деньги, но этот фильм никогда не будет показан в стране".

Вот есть молодой человек, который учился у меня в мастерской в Нальчике. Он из Дагестана. У него лежит великолепный сценарий. Драматическая история современная, которая происходит в Дагестане. И несколько лет мы ничего не можем сделать с тем, чтобы этот фильм можно было поставить. Мы обращались к олигархам северокавказским: дайте денег, помогите молодому человеку. Мы понимаем, что, конечно, бессмысленно с этим замыслом обращаться в Минкульт. Несмотря на все "конституционные определенности", объективно, конечно, в стране существуют цензурные ограничения. Сама политическая обстановка в стране — это тяжкое ярмо на молодежи в кинематографе.

У меня есть фильм, запрещенный к показу в Российской Федерации. Например, "Русский ковчег", эрмитажная картина, снятая одним кадром. И многие мои фильмы запрещены к показу и на телевидении.
Просто не показывают специально, потому что там моя фамилия. И запретили сейчас показ фильма моей ученицы, который называется "Граница", из-за ситуации на чеченско-ингушской границе. Вот и все. Официально запрещен показ с формулировкой, что это фильм, который пропагандирует экстремизм и так далее. Полное сумасшествие просто.

И ни в какой суд вы обратиться не можете. И нигде вы не можете оспорить это решение, которое вынесли Федеральная служба безопасности и Министерство культуры. На каком основании офицеры этих служб выносят такие решения, не ведаю. Я больше 40 лет работаю вот только на одной киностудии "Ленфильм". Я в кино разбираюсь в сто раз больше, чем они и в сто раз больше, чем чиновники. У меня больше 60 фильмов. Я прошел через все — через запреты тотальные, ну через все. Если бы я где-то почувствовал или увидел, что в фильме — тем более, моей ученицы — есть этот "экстремизм", я бы первый обратил на это внимание... Первый.

Для меня это жизнь моей страны и моего народа. Я буду жить у себя, среди этой молодежи. Я буду жить в своей стране, среди этого народа. Это моя жизнь и их жизнь. Запреты есть, и — повсюду. Молодой человек должен быть свободен в выборе тем, выборе средств. И он должен понимать, что он свободный человек, что у него есть определенная обязанность, долг перед дарованием своим и своим временем. Ничего не бойтесь, я им всем говорю. Ничего не бойтесь. Будьте умными, будьте мудрыми. Но никого не бойтесь. Кроме суда совести. Никто не имеет права ничего вам указывать. И я тоже не имею права ничего вам указывать".

Tags: великие, кино, родинамоя
Subscribe

  • * * *

    Что нам отмеряно, что нам даровано, Синее дерево, крона зелёная, Что там за числами, днями и сроками, Были мы близкими, стали далёкими… Споры…

  • выходи

    Кажется, просто – откроешь дверь, солнце увидишь, дорогу, свет, и сразу сложится в голове то, что не складывалось сто лет, и всё проявится,…

  • счастье идиота

    Перечитываю Достоевского. Не знаю, почему вдруг – чтение совсем не праздное… … «Вы смеетесь, Иван Петрович? Вы думаете: я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments