Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Category:

Образование в Финляндии

Заинтересовалась, почему Финляндия признана одной из лучших стран в системе образования, и как они этого добились.
А началось всё в конце 70-х , когда их Мин.образования пришло к выводу, что начинать реформу нужно прежде всего с обучения учителей.
Отныне педагогическое образование стало включать в себя изучение IT-технологий и академической грамотности, новейших исследований, современной литературы и живописи – учителя должны были стать самыми продвинутыми людьми во всех смыслах.
Так же зарплату учителя сделали выше средней, что определило большой конкурс на поступление в ВУЗ.
Ну и, конечно, формирование уважения к профессии и огромное доверие к учителям – молодому спецу после университета не нужно никому объяснять, почему он именно так или так проводит свои уроки – он может провести математику в ботаническом саду, а урок русского – в картинной галерее. Вопросов к учителю не будет, потому что ему виднее.
Целью финской школы на сегодняшний день является не закачать в ребенка объем знаний, а показать мир со всех сторон, расширить сознание ребёнка и «научить учиться».

Как это происходит: в школе детям дают задачи, которые имеют реальную связь с жизнью – изучая море, они делают его модель и разбирают его химический состав, знакомятся с морскими обитателями, экологией, учатся очищать от загрязнений, размечать территориальные воды и прогнозировать будущее. Для этого нужна помощь педагогов по разным предметам, и их легко можно привлечь к любому проекту.
Чтобы построить модель моря, нужно идти в кабинет столярки, забивать гвозди и трудиться в команде – происходит развитие мелкой моторики и умение работать в коллективе.

Дети должны сами думать и попробовать разное. Учитель никогда не скажет «ты делаешь неправильно!», зная, что страх ошибки заблокирует способность мозга к обучению. У финских школьников нет стресса от того, что они сейчас опозорятся и сделают глупость – наоборот, они пытаются найти нестандартное решение.
Уроки культуры проходят в музеях и мастерских художников. Навыкам предпринимательства их учат на предприятиях, в частных и государственных учреждениях, рассказывая им про бизнес и отношения в коллективе.

Принципы школьного образования в Финляндии:

1. Равенство
- школ

Нет ни элитных, ни «слабых» - все школы имеют одинаковое оборудование и возможности.

- предметов

математика так же важна, как искусство или хоровое пение – все предметы признаются одинаково нужными.

- родителей

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь и только в случае необходимости.

- учеников

Нет «плохих» и «хороших» учеников и сравнение их друг с другом запрещено. Обычные дети учатся вместе и с «особенными» ( с дефицитом умственных способностей) и с детьми в инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение.
У учителя нет в классе «любимчиков» или наоборот, любые
отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем.

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:
-обеды;
-экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
-транспорт, который забирает и возвращает ребенка
-учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, ноутбуки и планшеты.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности и оцениваться они будут согласно персональному уровню.
Репетиторство в Финляндии популярности не имеет, так как школьные учителя спокойно остаются позаниматься с учениками после уроков.

4. Практичность

Экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни: дети знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта, умеют высчитать процент налога, создать сайт-визитку в интернете и т.д.

5. Доверие

У школьных учителей нет проверок, роно и так далее, программа образования в стране хоть и единая, но представляет собой только общие рекомендации и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. И если у ребёнка начисто отсутствует интерес или способности к учёбе, то его сориентируют на полезную в будущем «несложную» профессию без всяких двоек-троек.
Одна из задач средней школы в Финляндии — выявить, к чему лежит душа подростка и уровень его притязаний – любая профессия и любое дело в стране ценится одинаково.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».
Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса – финны считают, что к взрослой жизни нужно готовиться серьезно.

7. Самостоятельность

В школе учат размышлять и самим получать знания – новых тем учитель не рассказывает, потому что всё есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

* * *

В финских школах нет ни «рамок металлоискателей», ни охраны, и территория школ не огорожена. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери и попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, они могут разместиться на полу на коврах, или на диванчиках.
Форма отсутствует, требуется только сменная обувь, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы прямо на траве. Домашних заданий практически не задают – педагоги рекомендуют родителям вместо сидения над уроками семейный поход куда-нибудь.

Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий.

Главное направление в обучении идёт на

• умение мыслить;
• понимать культуру;
• построение устойчивого будущего;
• ИТ-компетенции;
• предпринимательство;
• мультиграмотность;
• забота о себе и окружающих, безопасность

В 1–2 классе преподаётся родной язык, чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для неверующих), музыка, ИЗО, труд и физкультура.
В 3 кл. добавляется английский язык.
В 4-м — еще один язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский, а так же предметы по выбору: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Практически во всех школах преподаётся игра на музыкальных инструментах.
В 5–6 классах добавляется биология, география, физика, химия, история, чтение.
В 7–9-х основные предметы, это литература, культура края, шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, где девочки и мальчики все вместе учатся варить супы и вырезать лобзикоком.

* * *

Насколько я поняла из прочитанных материалов, главная задача учителя – заинтересовать своим предметом и дать максимальный объём знаний, основанный не на заучивании, а именно на эмоциональном интересе ребёнка. И если на биологии можно изучить со всех сторон море, то на географии, изучая какую-то страну, не обойтись без урока истории, где детям расскажут об истории этой страны, её войнах и достижениях; на уроке «жизнепонимания» – о вероисповедании этой страны, на уроке искусства – о её художниках и сводят в картинную галерею – ну и так далее. Всё даётся в комплексе.

Прогуливать уроки нельзя – пропустил, посадят тебя в класс, где проходят эту тему. Не разобрался в материале – посылают в класс младше. Сидеть старшекласснику в более младшем классе по какому-то предмету считается нормальным – главное, чтобы он освоил материал.

Бумаг, отчётов, таблиц, проверок, календарных планов, заявлений с семью печатями, что ты хочешь вывести детей на выставку и родители согласны – как и всей прочей радости, чем нынче так богато российское образование, у финнов просто нет. Важно только одно: готов ли ребёнок к жизни после школы, сможет ли он найти себя и обеспечить своё будущее. Простой, гуманный и рациональный подход.




Tags: образование
Subscribe

  • это будто плыть

    Это будто плыть по большой реке, а потом увидеть желанный берег. Он проводит рукой по её щеке, и проходит ток по его руке, она вздрагивает, и отходит…

  • Век нынешний и век минувший

    Когда выходишь из домов чужих, когда не помнишь, где тебя носило, и отвечаешь на вопрос «как жизнь?..» что жизнь – прекрасна, но…

  • она и он

    Она поправляет шляпку: – Ау, не пойму, где ты, молодость?.. Смеётся: – Вот мы какие – два старых седых муравья!.. Похорони меня в ярком! О кей? – Не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments