горе кувшину,
падает кувшин на камень —
горе кувшину;
так или иначе, всегда горе кувшину.
Талмуд
Карл Маркс как философ начался с вопроса о праве воспитателя.
«А кто воспитывает воспитателя?» — задавал он вопрос.
В переводе на обыденный язык: а кто вы такие? А кто мы такие?
А откуда нам (или вам) известно, где Истина, что верно, а что ложно?..
(Надо сказать, что опыт Маркса оказался одним из самых трагичных в истории: труды его по экономической и политической теории были перевраны, измучены и подмяты «под себя», он распался и был растащен на части — не космоса, а кучи сора, как сказал Демокрит, — но это уже со всем другая тема.)
Каждый из нас по отношению к каждому является учителем, воспитателем, независимо от возраста и положения — дело только в нас самих — умеем ли мы усваивать информацию и проецировать её на собственный жизненный опыт.
Впрочем, знаменитая дзенская фраза: «Если встретишь Учителя — убей его!» — может трактоваться всеми по-разному и неоднозначно.
Я же для себя вижу в ней свободу продвижения д а л ь ш е: никто из
нас не может быть учителем в последней инстанции, все мы лишь носите ли своего опыта и знаний своих воспитателей, и о каких-то главных вещах мы можем лишь осторожно догадываться…
Знание — да! — покажи мне, как открывается эта дверь, но не говори, что я не должен входить в эту комнату!.. — возможно, именно там я приобрету свой главный опыт…
Я, как человек, работающий в этой профессии, могу лишь передать
детям то, что поняла сама и чему научили меня мои преподаватели, а так же мои родители и друзья. Каждый раз подростки заваливают меня ку чей вопросов, они думают, что я на всё знаю ответ. И я, безусловно, знаю ответ, — но в той же мере я не знаю ответа.
И я говорю им: «Я могу сказать ответ, не зная ответа».
И я говорю: «Я могу привести примеры, но это мало значит».
И я говорю: «Давайте думать вместе».
Дерево — тоже учитель. Оно молчаливо, оно не говорит, но оно учит:
окружать себя болтливыми учителями — всё равно что вырубать вокруг
себя тишину и порождать хаос.
Наш мозг ужасно болтлив, и мы никак не можем воспитать его жить
в молчаливой задумчивости. Но кто в о с п и т а е т
в о с п и т а т е л я, и где ему брать эту мудрость и смелость, дабы нести двойную ответственность и за себя, и за тех, для кого он является примером?.. — на этот вопрос Маркс не успел дать ответа, и он завис философским зигзагом в тождестве мышления и бытия…
Когда ученик Конфуция, Янь Юань, спросил: «Что такое “жэнь”?»,
Конфуций ответил:
«Победить себя, вернуться к ЛИ (благожелательность), это и
будет ЖЭНЬ (человечность). В тот день, когда человек победит себя,
вернётся к благожелательности, в поднебесной восстановится
ж э н ь. Но достигнуть этого человеческого состояния можно только самому, а не с помощью других»
* * *
(из книги "Там, на острове", 2019.
Мария Махова, рисунки Ксении Новиковой, издатель О. Епишева)