Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Category:

«Жизнь, в которой есть Бах, благословенна»

В 1965 году Симон Соловейчик (педагог и публицист) будучи в командировке в Барнауле увидел афишу, которая его сильно удивила: в доме политпроса обещали концерт солистки Алтайской филармонии и в программе были заявлены такие сложные произведения, что Соловейчик не поверил, что в далёком Барнауле это возможно – и купил билет.

…Зал был почти пустой. На сцену вышла высокая немолодая женщина, улыбнулась, смущённо сменила качавшийся стул и села играть…

«Три раза в жизни испытал я фантастическое ощущение, будто я впервые слышу фортепьянную музыку, а всё, что было до того, – не музыка. – писал в своей статье «Пианистка» Симон Соловейчик. – Первый раз – на концерте Рихтера. Второй – когда услышал запись бетховенской <Авроры> в исполнении Артура Шнабеля. И третий раз – здесь, в Барнауле…
…Она не отдавалась музыке. Она была над нею, выше неё… показывая красоту у самого её предела. Такое доступно только большим артистам. Признаюсь, я не верил себе…
Я не знал в тот вечер, что судьба привела меня на концерт пианистки, чьей игрой когда-то наслаждался весь мир – Париж, Нью-Йорк, Вена, Брюссель...»

Пианистку звали Вера Лотар-Шевченко. Её жизнь и судьба, её талант и мужество стоят того, чтобы о ней помнить.



Начало

Вера родилась в Италии, жила во Франции, отец её – француз, профессор в Сорбонне, мать – испанка, преподаватель. Жили они в вилле на берегу Средиземного моря, в 1925 году Вера Лотар с золотой медалью окончила Парижскую консерваторию.


Вера Лотар, Париж

Ей не нравился мир, в котором она жила, и «хорошее общество», которое её окружало. Вера говорила: «как бы всё это перемешать…»

Замуж она вышла неудачно, по её словам муж был хороший врач и плохой музыкант, критиковавший каждое её выступление. Их совместная жизнь была всё непереносимей, а тут ещё и умерла их маленькая дочка… Вера уходит от мужа и уезжает в Рим к матери.

Многодетный скрипач и переезд на Родину

Вскоре она встречает человека, которого полюбила и за которого вышла замуж – это был русский инженер-акустик, скрипач и скрипичный мастер Владимир Яковлевич Шевченко.



В 1905 году он с родителями эмигрировал в Италию, получил образование, женился и родил трёх сыновей. В Италии в 30-е годы у власти был Муссолини, и Владимир считал, что именно Россия, его Родина, построила счастливое общество, где нет фашизма и все равны. Он мечтал вернуться на родину, и Вера поддержала его. У обоих были высокие цели и мысли о счастье и справедливости.
Бывшая жена Владимира отдаёт детей ему и Вере, и в 1939 году они приезжают в Советский Союз впятером: Вера, Владимир, и три его сына – Олег, Глеб и Игорь.


Сыновья Владимира Шевченко Олег, Глеб и Игорь (вт. пол. 30-х)

Недолгое счастье

В стране советов их приняли без особой радости, у семьи эмигрантов начался довольно трудный период выживания. К тому времени, когда Вера получила возможность дать концерт в Ленинграде, ей уже не в чем было выступать – всё было распродано. Платье для концерта достали в музкомедии из костюмов к "Веселой вдове". Но уже после первого выступления они получили и квартиру, и работу – Вера Августовна, как стали её называть по-русски (Огюст — имя её отца) устроилась в Ленинградскую филармонию, а В.Я. Шевченко приняли работать в НИИ театра и музыки, где его мастерство акустика оказалось более чем уместно.

Иностранный шпион

Владимира Яковлевича арестовали 22 июня 1941 года, в первый день войны.
Он ничего не понял из предъявленных обвинений. Никто ничего не понял – почему он иностранный шпион?..
В следствии допросов Владимир Яковлевич сошёл с ума и был отправлен в психколонию – всё это время Вера пыталась за него хлопотать, и когда узнала о переводе мужа в Новотроицкую тюрьму, поехала за ним следом на Южный Урал. Мальчики-подростки оставались с домработницей. Вера собиралась добиться освобождения своего ни в чём не виновного мужа и вернуться с ним домой.


скрипач В.Я. Шевченко

«Если вы не верите в него, то сажайте и меня»

Она прорвалась к главному начальнику НКВД и твёрдой походкой вошла в кабинет – худая, высокая, красивая француженка в строгом костюме:
– Почему вы посадили моего мужа? – тут же задала она вопрос.
Начальник молча смотрел на неё, лицо его ничего не выражало.
Она хлопнула по столу («так, что даже чернильница подлетела» – вспоминала потом Вера) и воскликнула со всей убедительностью, насколько ей позволял французский акцент:
– Мой муж честный человек, мы приехали, потому что хотели быть “коммунист”. За что вы его посадили? Он ни в чём не виноват! Если вы не верите в него, то сажайте и меня!
На это начальник НКВД кивнул и вызвал конвой.
– Вы все тут дураки и идиоты! – крикнула француженка. – А муж мой – честный человек!
…Восемь месяцев она провела в женской тюрьме, где никаких показаний от неё добиться не смогли, а затем по 58 политической её отправили по этапу в Тавдинский лагерь…

«Мы ещё будем жить настоящей жизнью…»

Первые два года в лагере были самыми непереносимыми – она практически умирала от тяжёлой работы и холода. Но нужно было жить: ради мужа, детей и музыки. И она выжила. И сказала себе: «Если я не умерла, то буду жить».

Сохранилось несколько писем, которые Вера писала мужу в колонию.
Вот одно из них:
«Милый мой, Володя!
Я узнала твой адрес, и вот уже третье письмо пишу тебе и жду с большим нетерпением ответ. Я так волнуюсь для тебя. После полтора года я узнала твой адрес, и я так счастливая, что я тебя нашла. Думаю о тебе и лублю тебя бесконечно. Жду каждый день твой письмо. Как мне тяжело без тебя! Но я надеюсь, что мы опять вместе и что мы будем ещё жить настоящей жизнь».


Она ещё долго будет писать ему письма, и только спустя несколько лет узнает, что его давно уже нет в живых. Так же ей сообщат о смерти двух детей в блокадном Ленинграде. И она ничего не будет знать о старшем – Олеге.
И силы почти оставят её... у неё ничего больше не осталось – только музыка.

Концерты в бараке

Каждый вечер перед сном, ноту за нотой, она будет мысленно проигрывать свои концерты. И в любую свободную минуту барабанить пальцами по столу, «играя» одно произведение за другим. Потом кто-то нарисовал ей на столе клавиатуру, и она играла, играла, играла…
Женщины смотрели, как она играет на столе, и им казалось, что они слышат эту музыку – просто следя за её лицом и искореженными артритом пальцами. И здесь, с ними, в бараке – был и Бах, и Бетховен, и Шопен.

…( Вера уже никогда не забудет этих женщин, узниц лагерей, которые поддерживали её, давали ей теплые вещи и умели слушать беззвучного Баха. "Если бы не они, я бы не жила", – говорила она.
Для них Вера всегда оставляла на своих концертах два первых ряда.
На всякий случай.
Если они придут.
Бесплатные места.
Она их оплачивала сама.) …

Нижний Тагил

После лагеря Веру отправили в Нижний Тагил на поселение.
Прямо с вокзала в лагерной телогрейке она пришла в музыкальную школу и стала умолять педагогов о «разрешении подойти к роялю». Она хотела «играть концерт». Её приняли за сумасшедшую, но разрешили.

Вера подошла к роялю и «впервые в жизни почувствовала страх». Страх перед клавишами. Пальцы музыканта деревенеют, если он долго не играет… но случилось чудо.
«Я просто села за рояль и стала играть… – вспоминала она потом. – Но… Разве музыка здесь? – спросила Вера, показав свои руки. – Музыка здесь!» – прикоснулась она к голове.

Рассказывают, что она играла восемь часов подряд. По памяти. А когда вышла из класса, то у двери её встретили аплодисментами преподаватели и учащиеся – первые её слушатели на свободе…

На работу её взяли – француженку, плохо говорящую по-русски, поселенку с лагерной справкой – на полставки – не педагогом, а иллюстратором – играть детям классику, о которой в ходе урока говорил педагог. Это была большая удача, но выжить на эти деньги было невозможно.
Кто-то из новых знакомых посоветовал ей обратиться в драм.театр – и её приняли туда концертмейстером, и даже дали небольшую комнатку.
Готовых клавиров к спектаклям Вера не имела и нот не записывала – всё строилось на импровизации. Слава о ней разнеслась по всему городу, и вскоре к двум работам прибавились ещё и ученики.

Из воспоминаний очевидцев:

«Хочется сразу сказать, что деньги её мало интересовали. Мир музыки был её родной стихией. Когда мы договаривались об уроках, она задала только один вопрос: . – Ваш сын способный?.
Она не признавала длительного разучивания гамм. А через два месяца занятий она серьёзно сказала нашему сыну:
– Как тебе не стыдно. Такой большой, уже тринадцать лет, и ты плохо играешь сонату Бетховена. А ведь он написал её, когда ему было восемь!»

…Она горевала, что телефонистки не понимают её полурусскую -полуфранцузкую речь…
Если в гостях её просили играть и вдруг раздавался телефонный звонок, то Вера закрывала рояль, будто возвращаясь в реальность – и больше играть уже не могла….
Вера часто теряла контроль над временем и была рассеянна – однажды она убежала на концерт прямо из гостей, надев вместо своих туфлей боты сына хозяев и заметила это уже перед самым концертом, тут же одолжив у кого-то туфли…

«Никогда нельзя возвращаться назад»

В 1954 году Лотар-Шевченко поступает в Свердловскую филармонию и одновременно пытается через французское посольство в Москве узнать о судьбе своих родителей. И через некоторое время к ней приехал представитель посольства и предложил вернуться в Париж, гарантируя концерты по всему миру.
Но Вера отказалась. «В жизни никогда нельзя возвращаться назад». – твёрдо ответила она.
В ней не было ни обид, ни озлобленности. Она принимала то, что есть, и никогда не жаловалась ни на что.

«Звезда пленительного счастья»

Из Свердловска Вера переехала в Барнаул, где работала в филармонии вплоть до тех пор, пока однажды на её концерт не попал С. Соловейчик. И после его статьи в «Комсомольской правде» о чудесной пианистке, её приглашают в Новосибирскую филармонию, где дают квартиру и организовывают сольные концерты в Москве, Ленинграде и других городах.

После выхода фильма «Звезда пленительного счастья» Владимир Мотыль, работавший с ней в театре в Нижнем Тагиле (он как раз был режиссёром этого театра), прислал Вере журнал со статьёй о фильме и надписью поверх статьи: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!»

В 1990 году вышел фильм «Руфь» в главной роли с Анни Жирардо, посвященный судьбе Веры Лотар-Шевченко. Поясняя название фильма, Анни Жирардо сказала: «Это один день из жизни женщины, которая, подобно библейской Руфь, не пожелала покинуть родину убитого мужа…»

Победа духа над телом

До конца жизни у неё были гнутые и неправильно сросшиеся пальцы после того, как их на допросах переломал («не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета») старший следователь, капитан Алтухов. Фамилию эту она запомнила на всю жизнь.

Любовь Качан о первом впечатлении от игры Веры Августовны:
"Она <…> кладет руки на клавиши, вы переводите взгляд на них и ….вас охватывает оторопь. Узловатые, изуродованные артритом пальцы. Что можно сыграть такими руками? И тем более изумляет и потрясает то, что слышишь после первых же звуков. Это можно назвать только одним словом: волшебство – победа духа над немощным телом".

Вера Лотар-Шевченко скончалась в 1982 году в Новосибирском Академгородке в возрасте 83 лет. На её могиле выбита её собственная фраза: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».
..........................

Краткая автобиография, написанная Верой Лотар-Шевченко:
«Ученица Альфреда Корто, в 1925 году окончила Парижскую консерваторию с золотой медалью, после этого поступила в Венскую академию Шуле...
Концертировала во всех больших столицах и городах Европы, три раза ездила на гастроли в Америку. Получила Римскую и Венскую премии. Играла с Тосканини, Вайнгартеном, Клайберном.
В 1939 году приехала с мужем в Советский Союз и стала солисткой Ленинградской филармонии.
В 1941 году была арестована и пробыла в лагерях до 1950 года. Реабилитирована в 1955 году».


за роялем Вера Лотар-Шевченко
Tags: великие, история, люди, родинамоя
Subscribe

  • Татьянин день

    если б только мячик таня так нельзя ты ведь в эту речку уронилась вся 🏐 > хотелось что-то написать про тань в честь их дня, но получилось вот это…

  • * * *

    Встретила соседку из дома, где мы росли с сестрой и где мама жила. Расспросила её, как там наши соседи и, в частности, про одну старушку, у которой…

  • * * *

    из переписки в личке. про странное .. - здравствуйте, можно у вас заказать книгу? - здравствуйте, можно - а сколько стоит? - столько-то плюс…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Татьянин день

    если б только мячик таня так нельзя ты ведь в эту речку уронилась вся 🏐 > хотелось что-то написать про тань в честь их дня, но получилось вот это…

  • * * *

    Встретила соседку из дома, где мы росли с сестрой и где мама жила. Расспросила её, как там наши соседи и, в частности, про одну старушку, у которой…

  • * * *

    из переписки в личке. про странное .. - здравствуйте, можно у вас заказать книгу? - здравствуйте, можно - а сколько стоит? - столько-то плюс…