Да и сам Градский был не похож ни на кого.
Он рассказывал, что первым вышел на сцену весь в черном.
«Мне всегда казалось, что Владимир Высоцкий должен работать в черном, но он обычно работал в темно- зеленом. Или в голубых джинсах и в зеленом свитере. Или в черном свитере и зеленых брюках.
А я всегда в черном, еще с тех времен… Сейчас весь Нью-Йорк на черном помешался, а за ним и Москва…. Я ношу черное и дома, и на работе. Коричневая кожаная куртка – это максимум, что я могу себе позволить…»
Вот таким его все и запомнили: в черном костюме, тёмных очках и черными волосами до плеч…

Градский родился 3 ноября 1949 года в Копейске Челябинской области (родители там оказались во время эвакуации в 1941-м). Отец инженер-механик, родом из Харькова, мама закончила ГИТИС актёрское, в Копейском Доме культуры вела драм.кружок. В 1957 году они переехали в Москву.
Когда ему было 14 лет, мама умерла, и он взял в память о ней её фамилию – так он стал Градским (до этого он носил фамилию отца – Фрадкин).

(с мамой)
«После смерти мамы для меня наступил период безвременья, я вышел из-под контроля вообще. Моим воспитанием особо никто не занимался, так как я сильно упирался. Папа был либералом и не имел особого желания меня воспитывать… Но я вдруг почувствовал, что стал взрослым человеком…
А детство я помню плохо, из чего могу сделать вывод, что, наверное, или раньше жил, или буду жить ещё раз… Помню только куски: иду по дороге в школу, дорога несколько километров, очень холодно, ноги мерзнут…»
Сколько-то лет будущий певец и музыкант жил у бабушки в деревне в московской области. Дома у них нередко тусила шумная молодёжь с гитарами, девушки приходили слушать и смотреть восторженно. Градский вспоминает: «Бабушка с пониманием относилась ко всем моим увлечениям… говорила только:
– Развели здесь бардак. Пойду к соседке Нине Ивановне, раз вы такие идиоты. Потому что видеть этого не могу.
И уходила на 2 – 3 часа. Она была замечательной».
Из музыки его вдохновляли в то время Элвис Пресли, Битлз и Билл Хейли.
В раннем детстве он мечтал стать летчиком, потом скрипачом. Но уже в подростках понял, что будет петь и что хочет быть музыкантом. Лучшим музыкантом он хотел быть, супер-музыкантом…
Первую гитару ему кто-то подарил – она была самодельная и пятиструнная. Почему-то на ней было только пять струн. Градский настраивал её под семиструнку, так и учился играть на пяти струнах вместо семи. И одновременно заканчивал музыкальную школу по классу скрипки.
«После 10 класса я начал работать. Сотрудничал с Донецкой, Владимирской и Тульской филармониями как гитарист.
Весной 1966 года была создана группа "Скоморохи", в 1969-м я поступил в Гнесинский институт, на вокальный факультет. Стал заниматься классическим пением».
Первую популярность Градскому принесли именно «Скоморохи». Но самую широкую, это когда он спел в фильме «Романс о влюблённых» Андрея Кончаловского – к этому фильму он и музыку сочинял, и пел вокальные партии. Фильм вышел в 1974 году, и в музыкальном журнале Billboard Градский был объявлен «Звездой года».

«Если у тебя много энергии, то ты можешь долгое время обходиться без признания. – говорит певец. – Но если энергии расходуется очень много, требуется подпитка, без неё трудно. Нужно все время убеждать себя в том, что ты нужен…»
Потом была «Песня- 77», где Градский стал лауреатом с «Как молоды мы были», потом рок-опера «Стадион» и масса других проектов – Градский всё время над чем-то работал, что-то писал и придумывал.
Личная жизнь тоже была бурной: после первого и невразумительного студенческого брака он женился на актрисе Анастасии Вертинской, с которой прожил несколько лет.

А вот третий брак, в котором у него появились дочь и сын, продлился 23 года.
«Семья дает силы для самосовершенствования не только в профессии, но и вообще. – отвечает он на вопрос о семье. – Это и есть положение в пространстве.
Ты сразу становишься ответственным не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
Но... Семья мешает творчеству. Это 100%.
Сегодня это мне уже ясно.
Но надо стараться как-то все соединить вместе…. Но семья мешает… Так же, как и творчество мешает семье…»

Что, собственно, не помешало ему жениться в четвёртый раз на девушке много моложе и вновь дважды стать молодым отцом. Говорят, что последний его брак был абсолютно счастливым.

Именно Градский в своё время придумал слова «совок» и «журналюги». Откуда взялся «совок», он рассказывал так: «“Совок” был придуман просто – во время выпивки, в песочнице. У мен был совок за 23 копейки, туда наливали. Это был очень удачный совок, большой, железный – из пластиковых всё выливалось, а у железного было на конце что-то вроде закругления. Бабушка меня не пускала с ребятами выпивать после концерта, поэтому мы так, на улице. Портвейн, кстати…»
Однажды журналисты «Комсомольской правды» спросили его, как бы он хотел умереть. «Быстро. – ответил он. – Бздынь — и всё»…
У Градского были операции на сердце и ноги. В сентябре он перенёс короновирус, лежал в больнице, но вышел и продолжил работать. Антител было много. Но чувствовал он себя давно неважно, а последнее время, писали, что на "Голос" «его доставляли в студию на носилках на колесиках, потом пересаживали в красное кресло, снимали выпуск, снова перекладывали на носилки и иногда прямо в студии начинали ставить капельницы».
В пятницу 26 ноября он попал в больницу с инсультом, его сразу поместили в реанимацию. Александр Градский умер 28 ноября ночью, не приходя в сознание. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга.
< ... >
Из интервью с Владимиром Познером, традиционный блиц-опрос:
В.Познер: Какую добродетель Вы более всего цените?
А.Градский: Ответственность.
В.Познер: Какое качество слишком восхваляют?
А.Градский: Величие собственного объединения.
В.Познер: Если Вам предложили бы встретиться с любым из когда-либо живших людей – с кем бы Вы хотели?
А.Градский: Сахаров… Он умер за день до нашей встречи – мы должны были лететь с ним вместе в самолете и кресла наши были рядом.
В.Познер: Что Вы считаете своей главной слабостью?
А.Градский: Размахивание руками и попытка орать все время, когда можно уже спокойно разговаривать.
В.Познер: Как бы Вы хотели умереть?
А.Градский: В полном сознании…
В.Познер: Кого из ныне живущих Вы более всего презираете, если есть такой?
А.Градский: Нет, это чувство мне незнакомо.
В.Познер: Если б Вы после смерти могли вернуться, то кто бы это был?
А.Градский: Самим собой и не делать тех глупостей, которые я понаделал.
В.Познер: Когда предстанете перед Богом, что Вы ему скажете?
А.Градский: Буду молчать и ждать его решения.
