Ваня, ученик, слушает, не отрываясь, лекцию – глаза распахнуты, весь в теме, чуть не с открытым ртом слушает. Я радуюсь внутренне, делаю паузу и обращаюсь к Ване с вопросом по существу.
- Что?.. – переспрашивает меня рассеянно Ваня.
- Ну вот мы только что.. – намекаю я.
- А повторите ещё раз, пожалуйста – а то я не запомнил. – искренне признаётся Ваня.
- Понятно… - говорю я и голосом диктора произношу: - Вы только что прослушали радиопередачу на тему «Память и внимание». Просьба сделать перезагрузку файлов и ответить на вопрос: кто ещё прослушал передачу и ничего не запомнил?..
Дети смеются.
- Я запомнила, - говорит Маша.
- А ты, Никита?.. – спрашиваю я.
Никита улыбается, но не отвечает.
- Это прекрасно. – резюмирую я. – Тогда перейдём к упражнениям…
…………………
…Мы живём в мире заблуждений и фантомов. Никто никого не слышит, никто не делает никаких выводов, все существуют параллельно друг другу. Как раз об это и разбился великий Чехов; да что там писал – орал через дядю Ваню и других героев своих пьес, шёпотом орал, нервно, настойчиво и впадая в полную беспомощность…
…Есть иллюзия праздника – праздника нет. Есть иллюзия взаимопонимания – на самом же деле это так, защита собственного комфорта…
Есть, конечно, редкие люди, которые слышат и воспринимают – но это уже любовь. Любовь обнажает и обнимает со всех сторон и принимает, у неё острое зрение и слух – она умеет слышать. Всё остальное – ум, логика, выгода, иллюзия…
Какое-то время назад я сильно болела и была вынуждена пить очень мерзкие антибиотики. Так вот вкус этих антибиотиков я до сих пор иногда ощущаю по утрам. Я даже не помню, как они выглядят – а фантом вкуса и запаха остался. Мы можем и не хотеть, а всё равно таскаем за собой свои фантомы… И от заблуждений своих отказаться не можем, как и фантомов избежать…
………………
«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины» - написал Ницше. «О чём это он, я не понимаю этой фразы» - сказала мне дочь. – «Разве знание истины может убить человека?»
- В словах – да. – ответила я. – А в музыке – нет.
- Ну значит человек сам виноват, что не готов услышать истину. – резюмирует Алиса.
- А-а-а… никто не готов…- пространно отвечаю я. – Просто тот, у кого развито воображение, тому гораздо легче…
- А как же тогда «во всём мне хочется дойти до самой сути?..» - продолжает приставать ребёнок.
- Ну, хочется… - медленно отвечаю я. – Но это не значит, что, если узнать истину, она тебя не разрушит... Противоречие заложено уже в самом рождении человека, мир вообще иллюзорен…
- Знаешь… - говорит Аля, глядя на меня одним накрашенным глазом и готовясь накрасить второй, - Я детство как-то плохо помню. А школа, это вообще непрерывный стресс… А лет в 14-ть я решила послушать твои песни и поняла, что жизнь всё-таки была – одну песню я слушала непрерывно нон-стопом, там, где «подожди, не умирай»… В 16-ть меня пропёр Достоевский, а в 17-ть я поглупела так, что все взрослые речи во мне вызывали только возмущение… Лет до 20-ти человек вообще, видимо, не понимает реальности, ну а потом-то?.. Ну не до самой же смерти – в иллюзиях?..
- А ты какой хочешь услышать ответ?.. – осторожно спрашиваю я.
- Я слышу не ответ, а вопрос. – парирует красавица с уже двумя накрашенными глазами.
- А всё потому, что мой ответ тебя не вразумит и не устроит. – отвечаю я.
- Ну и ладно, - отвечает дочь, надевая куртку. – Пойду заблуждаться дальше.
- Шапку, шапку!.. – кричу я ей вслед.
Дочь останавливается и говорит:
- Мах, ты пребываешь в иллюзии, что там – холодно. Я пребываю в иллюзии, что там – тепло. А кто-то вообще думает, что завтра – конец света.
И исчезает.
………………..
Детство я помню очень подробно.
Я помню, как обидно обзывались во дворе мальчишки и я сделала вывод, что постараюсь никогда никому не делать больно. И до сих пор пребываю в иллюзиях, что если я никому не буду делать больно, то не будут и мне. А, может быть, это и не иллюзия вовсе?..
Ещё помню, мне было лет 10-ть – во дворе после дождя на дороге образовалась огромная лужа. И все страшно ругались и шли в глубокий обход.
И тогда я встала на рассвете, пока дом ещё спит, и натаскала досок и кирпичей с ближайшей стройки и сделала дорогу через эту лужу. Мне, в принципе, она не мешала – у меня были резики (резиновые сапоги), но хотелось, чтобы всем было хорошо.
И утром народ шёл через лужу и улыбался, и говорил: вот хорошо!.. И иллюзия того, что один маленький человек может сделать для всех хорошо во мне осталась навеки.
Возможно ли, что одна эпоха заблуждений сменяет другую и человек в принципе никогда не поймёт истины и, даже более того – будет бежать от неё, утешаясь подобием, но не сутью?.. Ведь мир не откажется от обмана, мир, в общем-то, спит…
Сплю и я, а, когда начинаю видеть реальность, сочиняю музыку и придумываю сюжеты.
Как там ваша «наклонная восемь», модель бесконечности?.. Моя гуляет по свету.
…………………..
* За это люблю труднические поездки в монастырь. Езжу редко и в конкретные места. Потому то боюсь, как я, дохлая, гордая, буду делать все, что меня попросят? А в итоге - всегда возвращаюсь новы человеком...
это хорошо и очень нужно - возвращаться новым человеком )
мне тоже хорошо от отго, что у меня такие френды - понимающие и чуткие.
Замечательно всё сказано :)
спасибо!
а еще кроме любви реальность обнажается трагедией. и вторая - в отличии от первой - появляется в жизни человека неизбежно :)
спасибо за комментарий! )
С одним только не согласен: у кого развито воображение, тому гораздо не легче - тяжелее...
мне легче ))