Итак, попытка внятно и по возможности без перехлёста эмоций и без матерных слов рассказать, что же происходит сегодня в Москве с дополнительным образованием.
Во-первых, всё лето наши два учреждения (которые юридически ещё не слиты в одно, хотя фактически – уже) трясло КРУ. Причём не обычное "образовательское" – это новая, специально созданная структура, которая будет нас теперь проверять РЕГУЛЯРНО. Предметом проверки прежде всего является наполняемость групп, посещаемость и отсутствие в списках "мёртвых душ" (с этой целью выборочно обзванивались родители, и надо сказать, что некоторые из них не смогли ответить на вопрос, посещают ли их дети объединения ДЮЦ "Пресня").
Во-вторых, вступила в силу система электронной записи детей в объединения дополнительного образования. Нам обещали, что ограничений по количеству занятий не будет. Тем не менее система регистрирует ребёнка только на четыре часа занятий в неделю (одно объединение), а при попытке записаться в другое – выбрасывает. ЭТОГО НЕТ НИ В ЗАКОНЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, НИ В САНПИНЕ!!! Это нарушение!
Кроме того, не регистрируются дети до шести лет, а также дети, не имеющие московской прописки. Правда, пришло разъяснение, что _продолжающие_ из Подмосковья могут продолжать занятия, а вот новых брать нельзя. Насчёт дошкольников же было разъяснено, что раз в неделю по 15 минут – пожалуйста. Это профанация – за 15 минут в неделю нельзя научить ничему.
За детей, не учтённых электронных системой, педагогу платить не будут. Более того, уменьшение количества "посчитанных" детей бьёт по учреждению в целом.
Организовывать платные группы можно. Но! Педагог будет получать 12% от платы. Ради этого, думаю, мало кто станет связываться с организацией платных групп.
В-третьих, зарплата педагогу будет начисляться по количеству детей, а не по количеству часов. Это значит, что индивидуальные занятия (фортепиано, гитара, вокал) вымирают как класс. Небольшие группы тоже становятся нерентабельны. Что сводит на нет весь смысл дополнительного образования: либо качество, либо количество. Ни живописи, ни хореографии, ни литературному творчеству научить детей в большой группе нельзя.
При этом авторы сего новшества не учли ещё один очень важный момент: педагог дополнительного образования – не "урокодатель". Он выполняет огромную и поистине бесценную социально-психологическую роль. В УДО дети ходят не только заниматься, но и общаться, секретничать, получать психологическую и эмоциональную поддержку. Эта сторона жизни УДО неизбежно будет загублена, если дополнительное образование превратится в конвейер, через который будут прогоняться огромные массы детей.
Многие занятия в системе УДО подразумевают социальную активность и самих детей. Как уложить волонтёрство в четыре часа в неделю?
В итоге: дети отправляются на улицы, в подворотню, на помойку, куда угодно, только не в объединения к квалифицированным педагогам. Уникальная система, создававшаяся десятилетиями, будет разрушена в одночасье. Мы уже проходили нечто подобное в дошкольном воспитании – помните "Московское детство" Гавриила Попова? Разрушить легко, а воссоздать – проблематично.
Вывод.
Сейчас прежде всего нужно привлечь внимание к разрушению дополнительного образования. Родительская общественность должна, подчёркиваю, ДОЛЖНА организовать протесты, обращения в СМИ, пикеты, демонстрации – что угодно. При этом важно подчёркивать не бесплатность системы УДО (это тоже важно, но это не главное), а её уникальность и качество, которое она даёт.
Крики об "отмене бесплатных занятий" уже сослужили дурную службу (равно как и стоны о "перегруженности детей"). Давайте протестовать по существу: у наших детей отнимают возможность получать качественные занятия, расширять кругозор, социализироваться, в конце концов. Отнимают возможность вырасти свободными, воспитанными, образованными людьми с активной жизненной позицией и просоциальным настроем. Такие люди стране, очевидно, не нужны.
Во-первых, всё лето наши два учреждения (которые юридически ещё не слиты в одно, хотя фактически – уже) трясло КРУ. Причём не обычное "образовательское" – это новая, специально созданная структура, которая будет нас теперь проверять РЕГУЛЯРНО. Предметом проверки прежде всего является наполняемость групп, посещаемость и отсутствие в списках "мёртвых душ" (с этой целью выборочно обзванивались родители, и надо сказать, что некоторые из них не смогли ответить на вопрос, посещают ли их дети объединения ДЮЦ "Пресня").
Во-вторых, вступила в силу система электронной записи детей в объединения дополнительного образования. Нам обещали, что ограничений по количеству занятий не будет. Тем не менее система регистрирует ребёнка только на четыре часа занятий в неделю (одно объединение), а при попытке записаться в другое – выбрасывает. ЭТОГО НЕТ НИ В ЗАКОНЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, НИ В САНПИНЕ!!! Это нарушение!
Кроме того, не регистрируются дети до шести лет, а также дети, не имеющие московской прописки. Правда, пришло разъяснение, что _продолжающие_ из Подмосковья могут продолжать занятия, а вот новых брать нельзя. Насчёт дошкольников же было разъяснено, что раз в неделю по 15 минут – пожалуйста. Это профанация – за 15 минут в неделю нельзя научить ничему.
За детей, не учтённых электронных системой, педагогу платить не будут. Более того, уменьшение количества "посчитанных" детей бьёт по учреждению в целом.
Организовывать платные группы можно. Но! Педагог будет получать 12% от платы. Ради этого, думаю, мало кто станет связываться с организацией платных групп.
В-третьих, зарплата педагогу будет начисляться по количеству детей, а не по количеству часов. Это значит, что индивидуальные занятия (фортепиано, гитара, вокал) вымирают как класс. Небольшие группы тоже становятся нерентабельны. Что сводит на нет весь смысл дополнительного образования: либо качество, либо количество. Ни живописи, ни хореографии, ни литературному творчеству научить детей в большой группе нельзя.
При этом авторы сего новшества не учли ещё один очень важный момент: педагог дополнительного образования – не "урокодатель". Он выполняет огромную и поистине бесценную социально-психологическую роль. В УДО дети ходят не только заниматься, но и общаться, секретничать, получать психологическую и эмоциональную поддержку. Эта сторона жизни УДО неизбежно будет загублена, если дополнительное образование превратится в конвейер, через который будут прогоняться огромные массы детей.
Многие занятия в системе УДО подразумевают социальную активность и самих детей. Как уложить волонтёрство в четыре часа в неделю?
В итоге: дети отправляются на улицы, в подворотню, на помойку, куда угодно, только не в объединения к квалифицированным педагогам. Уникальная система, создававшаяся десятилетиями, будет разрушена в одночасье. Мы уже проходили нечто подобное в дошкольном воспитании – помните "Московское детство" Гавриила Попова? Разрушить легко, а воссоздать – проблематично.
Вывод.
Сейчас прежде всего нужно привлечь внимание к разрушению дополнительного образования. Родительская общественность должна, подчёркиваю, ДОЛЖНА организовать протесты, обращения в СМИ, пикеты, демонстрации – что угодно. При этом важно подчёркивать не бесплатность системы УДО (это тоже важно, но это не главное), а её уникальность и качество, которое она даёт.
Крики об "отмене бесплатных занятий" уже сослужили дурную службу (равно как и стоны о "перегруженности детей"). Давайте протестовать по существу: у наших детей отнимают возможность получать качественные занятия, расширять кругозор, социализироваться, в конце концов. Отнимают возможность вырасти свободными, воспитанными, образованными людьми с активной жизненной позицией и просоциальным настроем. Такие люди стране, очевидно, не нужны.
........................................
От себя:
В наших краях (я про свой Дворец Творчества) пока не так всё сурово - дети могут заниматься не в одном коллективе, если хватает времени, и элетронной записи пока у нас нет и подушевой оплаты, как в школе - тоже пока нет. И индивидуальные занятия (а как учить детей музыке без индивидуальных занятий?..) у нас сохранены на сегодняшний день. Но, видимо, это всё скоро и до нас дойдёт... ну тогда труба, я думаю. Да ещё при такой зарплате...
(Сегодня на педсовете разговаривали с Сережей К, руководителем студии УШУ - у него при зарплате около 11 тысяч - 42 часа нагрузки (это больше двух ставок). Это, если честно - с работы не вылезать. А парни в УШУ гурьбой идут, и сколько побед на всяких соревнованиях...)
Да и вообще в Домах Творчества люди работают только по любви - вот это-то как раз и не нравится гос.системе, потому как непонятно, что это такое, не усваивается это чиновниками - должен быть конвеер, покупатель-продавец и ни полслова для души!..
Эх.
Грустно всё это.
Помните, у Шекспира: "Кто музыки не носит сам в себе, тот может быть изменником и гунном"?..
Не знаю, что там носят в себе наши чиновники... - но не музыку, факт.