Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

о любви и только о любви (о фильме Соловьева "Анна Каренина")

Читала где-то, как сидели как-то Белинский, Грибоедов и ещё кто-то, время за полночь, пора расходиться, начали прощаться. И вдруг Белинский останавливает всех и говорит: «Господа, господа, куда вы? Ведь мы же ещё о Боге не поговорили!»

Вот это в Соловьевском фильме (как, собственно, и в самом романе) очень хорошо показано: высший свет всё время говорит о Боге, о заповедях, говорят, говорят… А в сердце Бога нет ни у кого – только слова одни. Никто не готов прощать, изменяться, отрешиться от своего эгоизма. Ну вот разве что Левин, который «не верит, но чувствует, что Он не выпускает его их своих ладоней» (не берусь утверждать, что цитата точная, но как-то так)
Ну и Вронский ещё вызывает симпатию и жалость.

Фильм меня взволновал, особенно 3-я и 4-ая серии (всего их 5-ть)
Главная идея, как мне показалось…
сейчас я подойду к главной идее, но сначала расскажу одну притчу.


Царь решил осчастливить нищего и пригласил его к себе во дворец. Накормил и дал с собой запеченную курицу (нищий не знал, что в неё вложен золотой слиток – царь хотел сделать нищему сюрприз).
На следующий день он велел найти этого нищего и узнать, как тот распорядился случайным богатством – оказалось, что никак – нищий на выходе из дворца обменял эту курицу у стражника на старые сапоги.
Тогда царь решил ещё раз позвать этого нищего к себе во дворец (беспокойный такой государь был, очень уж ему для этого нищего счастья захотелось), опять всучил курицу со слитком, но наказал, чтобы нищего проводили аккурат до его лачуги и куру эту самую до неё донесли.
На следующий день опять посылает гонца – мол, узнай, стал ли счастливым этот нищий.
Вернулся гонец и такую весть с собой принёс:
- Вероятно, государь, этот человек был счастлив очень недолго, потому что когда он увидел золотой слиток в курице, то умер от разрыва сердца.

Так вот я о чём: человек ждёт любви, просит её, хочет счастья.
И вот она на него падает, любовь эта – на, я вся твоя, я вся с тобой, без меня теперь никуда, ты сам хотел!.. А человек оказывается к этому и не готов вовсе. Он помышлял о счастье, о любви, размышлял, звал. Но любовь в высшем своём назначении, как оказалось, не только наслаждение - это и жертва, и боль, и отказ от многого. Это бесконечно неэгоистическое чувство, это отдача.
Анна не выдерживает этого испытания.
Она начинает сходить с ума от себя самой – повод может быть любой – ревность на голом месте или страдания по поводу отверженности её высшим светом.
(По роману они с Вронским делают попытку изменить свою жизнь, уезжают к нему в имение с целью переорганизовать его и посвятить себя служению людям – но опять же благородные идеи остаются только на словах – Анна не Левин, для неё это не естественно. Жить в затворе вообще не для неё – очень хочется тусить, блистать на балах, вести пустые разговоры с равными себе – да какие ёлки цели, какие дети, какая работа над собой – нет-нет, назад!.. и пусть мне эта машина Каренин даст развод, и уж я тогда!...)

Да отговорки всё.
Фильм – о любви и неготовности её вынести.
Это великий дар, это тяжёлая ноша.
Говорят, Бог не даёт не по силам.
Да кабы так…
Даёт и ещё как даёт, и именно не по силам.
И человек не справляется, ломается, гибнет.
И уже и морфин не помогает, ничего не помогает.
Анна и сама от себя сходит с ума, и своему возлюбленному мозг вышибает. А ведь в супружестве с Карениным, где не было особых чувств и страстей, она была совершенно вменяема. И все были довольны. А тут сплошные страдания, самоугрызения, бесконечная рефлексия и истерики. Упала на тебя лубоффь, да и покалечила, одним словом.

И вот она ссорится с Вронским. Сама ссорится, не он с ней – она с ним. Что он её не любит так, как раньше. У Вронского, к слову сказать, ангельский характер – другой бы давно сорвался, но он терпит, он действительно любит её. Она его гонит – он уезжает к матери.
Анна принимает морфин, но и он помогает уже плохо и не даёт расслабиться. Решает ехать вслед за Вронским. Садится в поезд, всё ей ужасно, люди безобразны. Выходит на станции, и тут ей в голову приходит замечательная идея отмщения Вронскому за свои страдания (ну молодец вообще – жена двух мужей и мать двоих детей) – «я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
И лишь положив голову на рельсы, у неё мелькает мысль: «что я делаю?..» - но поздно уже…

Конец фильма символичен. Каренин с маленькой Аней, дочерью Анны и Вронского, которую он забрал себе, долго смотрит в окно на сына Серёжу, катающегося на коньках. Серёжа один на всём белом свете – он и лёд. Каренин сделает из мальчика холодного чиновника – Серёжа уже совершенно спокойно и заученно говорит: «нет, мать я не помню». А он и не должен ничего помнить, ведь на холодном белом свете нет места для любви.

И подбор актёров и игра мне понравились – Друбич совершенно на месте и очень убедительна, прекрасен Янковский, да и все остальные тоже. То, что Соловьёву ставят в вину, что в романе герои гораздо моложе – но у Соловьева, как я понимаю, были другие задачи – не полное соответствие роману во всём, а попытка вытащить суть, то, что важно понимать в любом возрасте. В некотором смысле возраст только лишь чуть обозначен, но он не имеет особого значения…

Ну и напоследок случай расскажу, который занесён в книгу Гиннеса.
Молодая пара (не у нас) захотела пожениться, но родители упёрлись и не давали своего согласия. Тогда они решили «того» - так не достанемся же мы никому!.. – разогнали машину и ухнули на ней с моста в море.
Но чудом остались живы.
Они опять к родителям – те ни в какую.
Тогда они взялись за руки и ухнули вместе с 10-ого этажа.
И совершенно невероятным образом остались живы.
После починки в больнице пара снова к родителям.
Те как бараны – нет, вот и весь ответ.
Эти Ромео с Джульеттой похватали тогда пистолеты и говорят – ну мы щас на ваших глазах себя порешим. И тут родители сдаются, назначается день свадьбы, все счастливы, ура-ура.
А через полгода Ромео и Джульетта разводятся.
К чему это я?..
Да вот всё к тому же, ага.

...И вот что-то ещё Вознесенский вспомнился:
«Не думай, что бывает жизнь напрасной,
как будто есть удавшаяся жизнь»…



Tags: размышления, фильм
Subscribe

  • мой дед

    «Открытый список» ( http://ru.openlist.wiki) — самая полная база данных жертв политических репрессий в СССР (1917–1991 гг.)…

  • встреча

    "В страшном каунасском гетто 28 октября 1941-го года расстреляли около десяти тысяч евреев. А однажды за один день фашисты убили всех детей.…

  • нобелевские лауреаты

    Всё идут споры вокруг премии. Скажу своё мнение, хоть оно и понятно, мне кажется – но отвечу тем, кто спрашивает. Нобелевский комитет поступил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • мой дед

    «Открытый список» ( http://ru.openlist.wiki) — самая полная база данных жертв политических репрессий в СССР (1917–1991 гг.)…

  • встреча

    "В страшном каунасском гетто 28 октября 1941-го года расстреляли около десяти тысяч евреев. А однажды за один день фашисты убили всех детей.…

  • нобелевские лауреаты

    Всё идут споры вокруг премии. Скажу своё мнение, хоть оно и понятно, мне кажется – но отвечу тем, кто спрашивает. Нобелевский комитет поступил…