Жил на острове Бали, недалеко от деревни мастеров Угуда, мало кому известный знахарь и художник Кетут Лийер (тем более, что на Бали Кетутов больше, чем
Жил он себе жил, покуда не свалилась ему на голову запутавшаяся в жизни и зашедшая в очередной жизненный тупик журналистка и писательница Элизабет Гилберт с насущным вопросом, как же ей всё-таки познать Бога (а в подтексте – наконец-то стать счастливой), и тогда нарисовал ей Кетут на большом листе странное бесполое существо с руками и ногами, где вместо головы был куст папоротника, а на месте сердца – улыбающаяся рожица.
Кетут объяснил, что этот образ пришёл к нему через медитацию, и что проблема Элизабет в том, что она воспринимает этот мир через голову, а глазами человека должно быть сердце – и только тогда он сможет познать Бога.
И у американки Элизабет начался долгий путь от головы к сердцу, после чего она написала свою знаменитую книгу, по которой впоследствии был снят фильм, после чего старичок Кетут стал неимоверно крут и очень богат.
вот его дом


Кетуту 113 лет, он хорошо говорит на английском и, как говорит моя систер, хорошо слышит, видит, совершенно вменяемый, мудрый и доброжелательный старичок, причём с очень положительной энергетикой. А сын у него пошёл по стопам отца и имеет свою клинику.
это он тут Янке гадает

Отношение к природе
На Бали особое отношение к природе, здесь всё направлено на её сохранение – в национальных парках всё время идут представления в защиту природы и животных.


Местные жители очень любят пищу на костре, но вместо дров они используют кожуру кокоса, которую аккуратно собирают и никогда не выбрасывают. Деревья они, соответственно, не трогают, не рубят и не опиливают.
Уровень жизни
Уровень жизни на острове, конечно, разный – есть и очень состоятельные бизнесмены, владеющие крупными кампаниями (вот они-то, кстати, и платят налоги в казну государства, то есть платят только очень богатые люди – остальные от налогов освобождены), но есть и люди с довольно скромным достатком -
Ира с Яной были в бедном рыбацком посёлке – рыбаки ловят рыбу, добывают водоросли и, в принципе, могли бы разбогатеть – но у них нет такой задачи. Отец семейства, предположим, сделав большой улов и получив хорошую сумму денег, не отложит её на какой-нибудь будущий бизнес, а повезёт всю семью на такси в национальный парк или зоопарк, где они прогуляют весь день, спустят все его деньги, но вернутся в свою лачугу совершенно счастливые жевать свои водоросли и хлебать рыбный суп – или что они там варят из рыбы.
Ну то есть бедные есть, но нет нищих и нет голодных, так как еда растёт везде, да и семейный клан всегда поможет и поддержит, если что – родственные отношения здесь очень сильны.
Движение
Основное средство передвижения у местного населения, это скутеры и мопеды, которые есть в каждой семье. «У меня сложилось такое ощущение, что мы с Яной здесь единственные пешеходы», - говорит сестра. Движение на дорогах очень медленное, все перепускают друг друга – поэтому аварий нет и светофоры убрали за ненадобностью, чтобы не запутывали аккуратных балинезийцев и чтобы не мигали зазря.
- В принципе, мусора на улицах особо нет, как и нет дворников, - рассказывает сестра. – По крайней мере за месяц на улицах мы не видели ни одного дворника. Но видели много слонов.


Общение
Здесь никто не повышает голоса – Ира говорит, что её нервная система находится в спячке. Атмосфера везде расслабленная, доброжелательная и улыбчивая, никто ни с кем не ругается и не ссорится, и если у двух балинезийцев мнения расходятся, диалог выстраивается приблизительно таким образом:
1-ый: - Мне кажется, что это – так.
2-ой: - А мне кажется, что это – вот так.
Затем они улыбаются друг другу и расходятся. Поспорили, в общем, от души.
Дети и Время
Детей на Бали не наказывают, но и не успокаивают, и не жалеют, если ребёнок (имеется ввиду не младенец, а ребёнок, уже понимающий слова) обо что-то ударился или упал - и заплакал. Ему говорят: – Подумай, почему ты плачешь, что ты сделал не так?..
То же самое могут спросить и у подростка.
Балинезийцы очень любят всё красивое и учат детей любые трудности и неудобства встречать с «сияющим лицом» - именно «сияющее лицо» считается на Бали очень красивым.
Настоящим рождением ребенка считается не день, в который он родился, а день, когда ему исполнилось шесть месяцев. Только через полгода, по мнению балинезийцев, он становится человеком с обретённой душой.
День рождения они отмечают каждые 210 дней, потому что каждые 210 дней звезды встают именно так, как при твоем Дне Рождении. В связи с этим многие балинезийцы не очень понимают, сколько им лет и путаются в датах: «Наверное, мне вот столько». – отвечают они на вопрос о возрасте.
Вечное лето без смены времен года превращает их жизнь в один день.
Балинезийцы не понимают времени. Если их спросишь: - Далеко ли находится то-то?.. - они могут ответить: - Нет, это всего 5 минут дороги! – и ты идёшь до этого места 20 минут. Для них всё – рядом, потому что они везде передвигаются на мопедах.
(«— Послушай, Марио, а ты не мог бы сводить меня к Кетуту Лийеру? Если не занят, конечно?
— Только не сейчас, — качает он головой. — Но не успеваю я расстроиться, как Марио добавляет: — Но может, через пять минут?..» (Э.Г. «Ешь Молись Люби») )
Недавно на Бали был тропический ливень, но, так как у них по календарю сейчас зима и должна быть засуха без дождей, они были очень сильно удивлены. Смена времён у них исчисляется только двумя понятиями: сезон дождей и сезон без дождей. Сейчас должен быть сезон без дождей.
Энергия острова и артефакты
Ира с Яной познакомились здесь с женщиной, художницей, которая живёт на Бали уже 20 лет, она искусствовед.
- Бали – это то место на земле, где находится самое мощное электромагнитное поле, - рассказывает она. – Это поле может быть как целебным, так и опасным – всё это будет зависеть от вашего настроя и ваших мыслей – все процессы здесь ускоряются.
Ну вот скажем в храм ни в коем случае нельзя входить с негативом или с унынием – можно просто после этого заболеть. Мысли должны быть спокойные, благодарственные, или радостные – тогда вы почувствуете новый прилив энергии.
(Нечто подобное моя сестра ощутила и на себе, когда у неё неожиданно резко прошла голова в одном из храмов, хотя перед этим довольно сильно болела)
Определённых канонов на Бали нет, Вишну у всех разный, такой, каким он им представляется (в основном везде стоит Вишну, как охранитель жизни)


На богов никто не молится, но хранят они и молятся древним артефактам, добываемым из древних пещер 11-ого что ли века – там же и были обозначены три их бога.
Здесь нет монахов, нет монастырей, нет аскезы – их боги женились и рожали, поэтому и балинезийцы очень любят жениться и рожать.
Во многих храмах есть Наги – драконы, символизирующие человеческие потребности и пороки – к своим потребностям и порокам балинезийцы относятся философски.
Голова и ноги
Голова для жителей Бали имеет сакральный смысл – ее нельзя гладить, головы нельзя касаться, даже у ребенка – поэтому ни один балиец не будет жить даже в 2-хэтажном доме, чтобы не ходить кому-то по голове. В общем, голову они берегут всячески.
Ещё один странный для нас обычай – балиец к балийцу никогда не сядет коленями вперёд (они едят, сидя на полу и поджав под себя ноги, еду держат на коленках), то есть они не сидят друг напротив друга, а сидят в ряд – по старинным поверьям, от ног идёт земля и усталость, и если ты не хочешь свою энергию усталости передать другому человеку (или, скажем, обменяться с ним энергией усталости), то не нужно направлять свои
- И что, - спрашиваю я сестру, - ты теперь вернёшься домой и будешь есть на коврике, развернув колени к солнцу?..
- Нет, - смеется сестра, - эти обычаи касаются только местных жителей – для иностранцев везде стоят столы и стулья.
Я задала Янке вопрос про мусор – правду ли пишут, что там замусорен даже океан?..
На что она мне ответила: «Конечно, в отдельных районах мусор есть. Но мы живем в Джибаране и у нас тут чисто. Океан замусорен в частях Куты - но там обычно не пляжная, а ночная жизнь».
Родственницы мои купаться ездят на пляж отеля Гранд Хаят, это пятизвездочный отель с номерами, стоящими таких денег, каких мне за всю жизнь не заработать.
Ира рассказывает: «Иностранцев там проживает не так много, так как они предпочитают жить вот так же, как и мы – в деревнях и хижинах – это и интересно и относительно недорого. А весь пляж отеля заполнен Москвой, Владивостоком, Новосибирском…
Недавно слышала такой разговор двух отдыхающих:
Она: - Ну и что? Бали, Бали!.. И что мне это Бали? Вот океан, вот отель – всё то же, что и в Тайланде. Ну и зачем мы сюда приехали?..
Он: - Ты хотела на Бали, я привёз тебя на Бали. Ты хотела на вулкан посмотреть, я свозил тебя на вулкан.
Она: - Ну и что мне этот их потухший вулкан?.. Отель, океан – ну всё, как везде!…
Русских балинезийцы называют Босс или Май Френд, объясняют они это так: «Мы не знаем, как к вам обратится, у вас же нет в языке обращений сэр, миссис или мисс – поэтому нам легче говорить вам Босс»
- Что, они и к тебе обращаются словом босс?.. – удивилась я.
- Нет, - ответила мне сестра, - меня они называют «мадам». А так как в их языке нет шипящих согласных, то они ходят по пляжу и весело предлагают свои услуги: «мяссяс, мадам?..» (имеется ввиду массаж)
........................................
о.Бали, экологическая школа из бамбука

