- Скажите, - обратился он ко мне. – А почему так происходит: стоит мне, скажем, одному подойти к остановке, как тут же ко мне привяжется какое-нибудь хамьё?.. Я ведь никого не трогаю.
- А ты о чём думаешь, когда к остановке подходишь? – спросила его я.
- Ни о чём, в принципе… - ответил Дима.
- А параллельно принципам?.. Что ты испытываешь, когда ждёшь маршрутку?..
Дима задумался.
- Скорее, негатив. – сказал он. – Меня раздражают люди.
- Ну вот и ответ на твой вопрос, - сказала я. – Ты испытываешь агрессивную эмоцию. Пытайся сменить агрессию на жалость и понимание тех, кто тебя окружает. Сочувствуй – и тогда мир начнёт сочувствовать тебе.
Дима задумался.
Я увидела, что он понял меня. Мне стало радостно.
Я всегда радуюсь на работе.
Я люблю своих подростков, мне с ними легко.
Они нелепые, зачастую глупые, неловкие; они проливают чай, раскачиваются на стульях, попадают мячом в люстру, роняют предметы, уговаривают меня слазить на чердак, придумывают розыгрыши, болтают без умолку и только о своём.
Они настороженные, закрытые, ничему не верят, всему дают оценку, всё готовы оспорить и опровергнуть.
Они разные, они хорошие, и мне с ними легко.
Им ещё можно что-то объяснить, о чём-то предупредить, как-то перенаправить. Со взрослыми это уже почти не реально. Взрослые выработали свою безусловную правоту, они живут в мире своих представлений и принципов. Они исходят из своего опыта и всегда правы. Их уже научили когда-то. И даже жизнь переучить их не может.
Я вспоминаю историю с одним часовщиком, работавшим вместе с Мишей.
Он начал делить имущество со своими родителями.
Бегал по инстанциям с бумагами, что-то бесконечно доказывал и оформлял. Натёр мозоль на пальце ноги, да так не по-доброму натёр, что началось нагноение. В итоге палец отняли.
Выйдя из больницы, он продолжил свой раздел имущества. Опять пошло нагноение, после чего ему оттяпали полступни. Ходить ему стало тяжело, и тогда он начал во все инстанции писать, поэтому же делу, разумеется. На руках образовались язвы – их вырезали, после чего язвы появились снова. Но он продолжал (теперь уже медленно), но писать. Тогда у него резко упало зрение. Сейчас он лежит в больнице.
Это был совершенно здоровый и совсем ещё не старый человек. И ведь предупреждения ему шли со всех сторон в виде нарастающих проблем со здоровьем, что он делает не то. Но он был уверен, что всё делает правильно…
На востоке есть такая пословица: «Здоровый человек не раздражается».
Негатив, запущенный внутрь, начинает поедать человека и оборачивается болезнями, а в итоге смертью.
Правомерен будет вопрос – почему тогда масса прекрасных и добрых людей страдает и болеет, а какой-нибудь «манкурт» здоров и беззаботен?..
У меня есть на этот счёт свои предположения, впрочем, наверное, как и у вас…
Но я точно знаю одно – ничего не даётся просто так, ни плохое, ни хорошее. Всё надо заслужить. И если в жизни что-то не так, значит, что-то не так в тебе… А вот как это всё выровнять – вот ведь тема...
……….
На днях мне приснился сон, что я каким-то фантастическим образом перенеслась в будущее на сто лет вперёд.
Я увидела очень много разных зданий, покрашенных синим и белым и почти не увидела деревьев. Но, что самое удивительное – я увидела себя в будущем. И – о Боже! – я опять стояла в тех же джинсах и свитере в куче подростков, и что-то объясняла им, размахивая руками и смеясь. И там, во сне, я подумала: ну почему я опять учитель?.. Ну почему не художник, не скульптор, не матрос на корабле, не бизнес –гумен в Мерседесе?.. Ну почему я опять в дешёвых кроссовках и бейсболке и снова среди детей?..
И тут мне стало смешно. И я засмеялась прямо во сне. И от этого проснулась.