Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

вечные вопросы

Моя статья, о которой шла речь в предыдущем посте, состояла из трёх разделов: "как рождается солнце", "приходи танцевать со мной" и "вечные вопросы". Последнюю часть статьи помещаю здесь.

***

Падает камень на кувшин –
горе кувшину,
падает кувшин на камень –
горе кувшину;
так или иначе, всегда горе кувшину.
Талмуд


Карл Маркс как философ начался с вопроса о праве воспитателя. «А кто воспитывает воспитателя?» — задавал он вопрос.

В переводе на обыденный язык: а кто вы такие? А кто мы такие? А откуда нам (или вам) известно, где Истина, что верно, а что ложно?..
(Надо сказать, что опыт Маркса оказался одним из самых трагичных в истории — труды его экономической и политической теории были перевраны, измученны и подмяты «под себя», он распался и был растащен на части – не космоса, а кучи сора, как сказал Демокрит, – но это уже совсем другая тема).

Каждый из нас по отношению к каждому является учителем, воспитателем, независимо от возраста и положения – дело только в нас самих – умеем ли мы усваивать информацию и проецировать её на собственный жизненный опыт.
Впрочем, знаменитая дзенская фраза: «Если встретишь Учителя – убей его!» может трактоваться всеми по-разному и неоднозначно.

Я же для себя вижу в ней свободу продвижения ДАЛЬШЕ –
никто из нас не может быть учителем в последней инстанции, все мы лишь носители своего опыта и знаний своих воспитателей, и о каких-то главных вещах мы можем лишь осторожно догадываться…
Знание – да! – покажи мне, как открывается эта дверь, но не говори, что я не должен входить в эту комнату!..
– возможно, именно там я приобрету свой главный опыт…

Я, как человек, работающий в этой профессии могу лишь передать детям то, что поняла сама и чему научили меня мои преподаватели, а так же мои родители и друзья. Каждый раз подростки заваливают меня кучей вопросов, они думают, что я на всё знаю ответ. И я, безусловно, знаю ответ, – но в той же мере я не знаю ответа. И я говорю им: «Я могу сказать ответ, не зная ответа». И я говорю: «Я могу привести примеры, но это мало значит». И я говорю: «Давайте думать вместе».

Дерево – тоже учитель. Оно молчаливо, оно не говорит, но оно учит – окружать себя болтливыми учителями — всё равно, что вырубать вокруг себя тишину и порождать хаос.
Наш мозг ужасно болтлив и мы никак не можем воспитать его жить в молчаливой задумчивости. Но кто ВОСПИТАЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ, и где ему брать эту мудрость и смелость, дабы нести двойную ответственность и за себя, и за тех, для кого он является примером?.. — на этот вопрос Маркс не успел дать ответа, и он завис философским зигзагом в тождестве мышления и бытия…

Когда ученик Конфуция, Янь Юань, спросил: «Что такое «жэнь»?»
Конфуций ответил:
« Победить себя, вернуться к ЛИ (благожелательность), это и будет ЖЭНЬ (человечность). В тот день, когда человек победит себя, вернётся к благожелательности, в Поднебесной восстановится ЖЭНЬ. Но достигнуть этого человеческого состояния можно только самому, а не с помощью других».



Tags: работа, статья, учительское
Subscribe

  • Про Кикимору, морковку и вооот таких зверей

    <> Семи-восьмилетки вчера сочинили сказку. Излагаю. Покуда Леший был на карантине, в лесу творилось непонятно что. Особенно отличилась…

  • Вечные вопросы

    Падает камень на кувшин — горе кувшину, падает кувшин на камень — горе кувшину; так или иначе, всегда горе кувшину. Талмуд Карл Маркс…

  • учительское

    На работе, в очередной раз переписывая свою программу, я вдруг отчётливо поняла, ДЛЯ ЧЕГО чиновники всё время придумывают для нас новую засаду и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments