Categories:

вечные вопросы

Моя статья, о которой шла речь в предыдущем посте, состояла из трёх разделов: "как рождается солнце", "приходи танцевать со мной" и "вечные вопросы". Последнюю часть статьи помещаю здесь.

***

Падает камень на кувшин –
горе кувшину,
падает кувшин на камень –
горе кувшину;
так или иначе, всегда горе кувшину.
Талмуд


Карл Маркс как философ начался с вопроса о праве воспитателя. «А кто воспитывает воспитателя?» — задавал он вопрос.

В переводе на обыденный язык: а кто вы такие? А кто мы такие? А откуда нам (или вам) известно, где Истина, что верно, а что ложно?..
(Надо сказать, что опыт Маркса оказался одним из самых трагичных в истории — труды его экономической и политической теории были перевраны, измученны и подмяты «под себя», он распался и был растащен на части – не космоса, а кучи сора, как сказал Демокрит, – но это уже совсем другая тема).

Каждый из нас по отношению к каждому является учителем, воспитателем, независимо от возраста и положения – дело только в нас самих – умеем ли мы усваивать информацию и проецировать её на собственный жизненный опыт.
Впрочем, знаменитая дзенская фраза: «Если встретишь Учителя – убей его!» может трактоваться всеми по-разному и неоднозначно.

Я же для себя вижу в ней свободу продвижения ДАЛЬШЕ –
никто из нас не может быть учителем в последней инстанции, все мы лишь носители своего опыта и знаний своих воспитателей, и о каких-то главных вещах мы можем лишь осторожно догадываться…
Знание – да! – покажи мне, как открывается эта дверь, но не говори, что я не должен входить в эту комнату!..
– возможно, именно там я приобрету свой главный опыт…

Я, как человек, работающий в этой профессии могу лишь передать детям то, что поняла сама и чему научили меня мои преподаватели, а так же мои родители и друзья. Каждый раз подростки заваливают меня кучей вопросов, они думают, что я на всё знаю ответ. И я, безусловно, знаю ответ, – но в той же мере я не знаю ответа. И я говорю им: «Я могу сказать ответ, не зная ответа». И я говорю: «Я могу привести примеры, но это мало значит». И я говорю: «Давайте думать вместе».

Дерево – тоже учитель. Оно молчаливо, оно не говорит, но оно учит – окружать себя болтливыми учителями — всё равно, что вырубать вокруг себя тишину и порождать хаос.
Наш мозг ужасно болтлив и мы никак не можем воспитать его жить в молчаливой задумчивости. Но кто ВОСПИТАЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ, и где ему брать эту мудрость и смелость, дабы нести двойную ответственность и за себя, и за тех, для кого он является примером?.. — на этот вопрос Маркс не успел дать ответа, и он завис философским зигзагом в тождестве мышления и бытия…

Когда ученик Конфуция, Янь Юань, спросил: «Что такое «жэнь»?»
Конфуций ответил:
« Победить себя, вернуться к ЛИ (благожелательность), это и будет ЖЭНЬ (человечность). В тот день, когда человек победит себя, вернётся к благожелательности, в Поднебесной восстановится ЖЭНЬ. Но достигнуть этого человеческого состояния можно только самому, а не с помощью других».