Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Category:

Часть 3. Подчинение Чукотки

часть 1 -- http://mahavam.livejournal.com/747670.html#comments
часть 2 -- http://mahavam.livejournal.com/747941.html?view=8114341#t8114341)

Итак, «белому царю» нужно было платить ясак, на что чукчи неизменно отвечали, что и прежде не платили, и ныне не будем, «и детей своих в аманаты не дадим».

И в 1727 году в Анадырский острог была отправлена военная экспедиция с сопроводительной депешею: "Изменников иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж приводить".

Но карательные походы не дали ожидаемых результатов, чукчи не сдавались и неизменно одерживали победу над варягами с Большой земли. В 1742 году был издан указ "Во искоренение вышеобъявленных немирных чюкч поступать военною оружейною рукою и искоренить их вовсе". Подобных указов по отношению к сибирским народам никогда не издавалось, наоборот, предписывалось действовать "ласкою" и "приветом".
14 марта 1747 года в бою у р. Орловой чукчи полностью разгромили русский отряд. И тогда в 1771 году правительство ликвидировало Анадырский острог и вывело войска с Чукотки.

В 1778 году был подписан русско-чукотский договор о мире, на этом основании правительство объявило о принятии чукчей в российское подданство. Но чукчи не признавали русской администрации, и ясак платили по собственному желанию, и только в обмен на подарки. Стоимость подарков часто превышала стоимость ясака.

Что касается вина, то в 17-18 веке оно было заповедным товаром и его запрещалось завозить на крайний север и давать инородцам, так как они были источником ясака. Но уже на протяжении 19 века торговцы с разных сторон начинают подбираться к чукчам с «огненной водой». Вот что пишет исследователь Севера В. Богораз в своей книге «Чукчи» (1934 г.)

«В 1895 году казачий командир из Средне-Колымска по официальному распоряжению исправника послал к оленным чукчам на западную тундру купить пятьдесят оленей исключительно на спирт. Посланный казак увез флягу спирту, а привез двадцать две оленьих туши. После него поехал другой. И вывез столько же. Обе эти сделки проходили при мне с начала до конца.

Если бы явилась возможность прекратить ввоз спиртных напитков в чукотскую землю с обеих сторон, с русской стороны через Колыму, с американской стороны через Берингово море, такой запрет безусловно задержал бы быстрый темп вымирания туземных племен этой обширной страны.

Из всего вышесказанного можно вывести такое заключение: чукотская народность, приморские с оленными вместе, является весьма первобытной. Она может проживать в своих бесплодных пустынях только если так называемая цивилизация оставит её в покое»

Позже исследования показали, что если в пище населения нет всевозможных сахаров (фруктоза, глюкоза и т.д.) то происходит быстрое спаивание этих народов. Таким образом все народы, которые не употребляли фрукты, овощи и зелень (в составе которых есть природный сахар) быстро спивались (северные народы, охотники – индейцы, тофы, кочевники и т.д.)

(продолжение следует)


Tags: Чукотка, делюсь, жизнь, история, рассказ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments