Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

Часть 4. приход советской власти

часть 1 -- http://mahavam.livejournal.com/747670.html#comments
часть 2 -- http://mahavam.livejournal.com/747941.html?view=8114341#t8114341)
часть 3 --http://mahavam.livejournal.com/748255.html?mode=reply#add_comment

Не буду останавливаться на 18-19 веке и пройду этот период галопом, расскажу только о важном.

Во второй пол.ХVlll века  Америка и Россия всё ближе подходят к Чукотке с целью вывести её на мировые рынки. Но в связи с продажей императором Александром II Аляски за 7 млн. долларов (14 млн. руб.) российско-американская компания прекратила своё существование и на Чукотке началась американская экспансия. Бесконтрольный промысел привёл к практическому истреблению китов и моржей, и американцев удалось остановить только регулярным крейсерством военных русских кораблей.

Так же на Чукотку пришли миссионеры и проповедники, дабы обратить северян в христианство. Крестились чукчи охотно и не по одному разу, так как за это получали подарки, и, между тем, продолжали поклоняться своим многочисленным духам -- кэлет. Эвены, юкагиры и чувинцы так же приняли христианство, не забывая при этом соблюдать собственные обряды – так что с верой у них у всех было всё в порядке, много её было и на любой вкус.

На протяжении двух веков трудно и мучительно на Чукотке создавалась система управления, строились дороги, началось снабжение промышленными товарами. Но тут пришёл 20 век и грянула гражданская война.

То, что на Чукотке теперь советская власть, чукчи узнали только в 1930 г., когда был создан Чукотский национальный округ, -- хотя им пытались объяснить это и раньше, но ведь до каждого чума не доедешь сразу-то, с флагом и песнями. А вот когда форсированными темпами началась коллективизация и крупные оленеводы повально начали отказываться отдавать своих животных для совхозов и колхозов, -- вот тут они напрямую узнали, что такое советская власть и «ликвидация кулачества».

Первый руководитель Чаунского райкома ВКП(б) Наум Пугачёв так писал в 1933 году о Чукотке: «Мрачные морские берега, вековые льды, мороз, пурга. Хилые кочевые яранги, каменный молоток, примитивные лук и стрелы, шаманство, патриархальщина»…

Но вскоре от традиционного уклада коренных народов остались одни воспоминания. Беременных женщин вывозили из тундры, детей отбирали и отдавали в интернаты, где учили на оленеводов и чумработниц. Получив образование в городе, к занятиям предков возвращались единицы.

Триумфально шествуя по Чукотке, советская власть добралась до самых до окраин, где молодые учителя и комсомольцы по решению партии активно проповедовали среди коренного населения севера здоровый образ жизни. И сразу же произошла демографическая катастрофа: среди эвенков, чукчей и ненцев, которых заставили мыться с мылом, началась колоссальная смертность. Врачи только разводили руками, однако вскоре установили, что мыло уничтожало природный защитный жировой слой, который всегда защищал кожу аборигенов, а теперь она оказалась беззащитной перед микроорганизмами.

Объявив ярангу пережитком прошлого, советская власть переселила кочевников в каменные дома. Примерно раз в десять лет поселки укрупняли, ликвидируя десятки «бесперспективных» сёл и стойбищ.
Укрупнение поселков отрицательно сказалось на состоянии окружающей среды: равномерно распределявшаяся нагрузка на разные участки побережья была нарушена, морзверя стало не хватать. Но главное, была разрушена тонкая система общественных и кровно-родственных отношений.

Начиная с 1937 года Крайний Север превращается в место ссылки.
Весь Колымский край, по выражению Сталина, являлся «комбинатом особого назначения». В таком виде Дальстрой просуществовал на Колыме и Чукотке до середины 50-х годов. Силами заключённых началось строительство оловодобывающих приисков, они работали на урановых рудниках -- в общем, бесплатная рабочая сила для добычи полезных ископаемых.

«Интенсивное освоение Чукотки сопровождалось заметным воздействием на хрупкую северную природу.
Гусеницы многочисленных тяжелых вездеходов нарушали покров тундры, что вело к эрозии почв и исчезновению ягеля — оленьего корма. Тундра засорялась металлическими бочками и цистернами из-под топлива, разбитой техникой, которую негде было ремонтировать и проще выписать новую…»
(сайт «Чукотский автономный округ», «Чукотка»)

(продолжение следует)




Красная яранга, 30-е годы





фото взяты из и-нета


Tags: Чукотка, делюсь, жизнь, история, рассказ
Subscribe

  • 9 мая

    ежегодное теперь уже. сегодня у мамы День Рождения, ей бы исполнилось 85 * * * Вот и май пришёл незаметно. Скоро лето по всем подсчётам. Мама…

  • говорить

    Говорить с человеком, которого больше нет, говорить, замедляя шаг и не помня тем, рядом каркнул ворон – чёрный, как этот снег, ночь приходит в…

  • хочется

    А тут рассказывай – не рассказывай, а тут доказывай – не доказывай, но перед каждым всегда одна своя стена, словно часть слона. И, в общем, лучше,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • 9 мая

    ежегодное теперь уже. сегодня у мамы День Рождения, ей бы исполнилось 85 * * * Вот и май пришёл незаметно. Скоро лето по всем подсчётам. Мама…

  • говорить

    Говорить с человеком, которого больше нет, говорить, замедляя шаг и не помня тем, рядом каркнул ворон – чёрный, как этот снег, ночь приходит в…

  • хочется

    А тут рассказывай – не рассказывай, а тут доказывай – не доказывай, но перед каждым всегда одна своя стена, словно часть слона. И, в общем, лучше,…