часть 2 -- http://mahavam.livejournal.com/747941.html?view=8114341#t8114341)
часть 3 -- http://mahavam.livejournal.com/748255.html?mode=reply#add_comment
часть 4 -- http://mahavam.livejournal.com/748378.html#comments
часть 5 -- http://mahavam.livejournal.com/748950.html#comments
……..
(прошу прощения, если кого-то уже задолбала чукотской темой, но рассказов осталось не так много — ещё два -три, и я успокоюсь)
……….
Итак.
Следуя строго по истории мы говорили о том, как советская власть начала интенсивно осваивать Чукотку. Здесь я хочу остановить ваше внимание на нескольких интересных моментах.
Пролетарии сразу поняли, что руководить чукчами, разбросанными по тундре небольшими племенными хозяйствами не представлялось никакой возможности — их было необходимо собрать максимально плотно, дабы добиться полного подчинения при централизации власти. Но самым невыносимым для революционных комиссаров оказалось то, что чукчи НЕ ПОНИМАЛИ, зачем им советская власть и от чего она их будет спасать, и что она им даст взамен на их подчинение.
«Им не нужна грамота, их не убеждают наши революционные призывы. — пишут комиссары в отчётах. — Но мы осознаём, что убедить мы их сможем только нашими делами».
Доказывать себя «делами» комиссары начинают незамедлительно, и первый ревком Чукотки обращается к северянам с таким воззванием:
«Товарищи далекого Севера, люди голода и холода! К вам мы обращаемся с призывом присоединить свой голос и разум к общему голосу трудящихся России и всего мира! Да здравствует коммунистическое равенство!»
На самом-то деле в гробу чукчи видели всю эту чуму, пришедшую с лозунгами к ним на север — но у комиссаров были не только идеи, но и револьверы. Но, даже несмотря на это, коллективизация на Чукотке очень сильно тормозила и по документам последнего «кулака-оленевода» смогли раскулачить только в 1959 году, который и знать-то не знал, что там на большой земле делается — но и его комиссары нашли и привезли в колхоз.
К 50-м годам наконец-то была завершена коллективизация оленеводства и морского промысла — всё это сопровождалось жестокими репрессиями и сселением малых сёл в центры, колхозы и совхозы.
Часть приморских поселков в Беринговом проливе была ликвидирована по политическим мотивам, так как они граничили с США. Особо трагична судьба крохотной этнической группы науканских эскимосов, которых больше, практически, не существует.
Всем северным народам в 50-х годах, ещё при Сталине, запретили рыбалку и охоту, и стали завозить дешёвую еду из средней и южной части страны, что вызвало мор среди всех северных народов и особенно у чукчей. Спустя какое-то время учёные поняли, что у северных народов просто нет огромного комплекса пищевых ферментов на нашу пищу и их организму тяжело усваивать привычные нам продукты — овощи, фрукты свинину, говядину и так далее. По этой же причине особого строения эндокринной системы чукчи пьянели уже с одной рюмки водки — а спаивание уже шло, как мы помним, с конца 19 века.
(продолжение следует)
оленные чукчи
Ленин в тундре (Певек)
чукотский братский народ