Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

Часть 7. Мифы палеоазиатских народов (чукчей, коряков и ительменов)

часть 1 -- http://mahavam.livejournal.com/747670.html#comments
часть 2 -- http://mahavam.livejournal.com/747941.html?view=8114341#t8114341)
часть 3 -- http://mahavam.livejournal.com/748255.html?mode=reply#add_comment
часть 4 -- http://mahavam.livejournal.com/748378.html#comments
часть 5 -- http://mahavam.livejournal.com/748950.html#comments
часть 6 -- http://mahavam.livejournal.com/750304.html#comments

В космологической концепции этих народов мир делится на верхний, средний и нижний, но одновременно бытует представление о неопределённой множественности миров, где живущие в одном мире умирают и переходят в другой. Верхний мир, это «облачная земля» — там живёт «народ рассвета» и обитает Творец, Рассвет, Зенит, Полдень и Полярная Звезда, к которой, как олени, привязаны другие звёзды.

Звёзды и созвездия представляются, как люди: Арктур – это предводитель звёзд, Алтаир из созвездия Орла, это родоначальник племени, Орион – это горбатый стрелок из лука, а созвездие Льва – его жена. Солнце же – богатый ездок на белых оленях, а Луна – это солнце злых духов.

В корякской и ительменской мифологиях большую роль играют «облачные люди» (это дети Творца), которые называют людей на земле «нижними жителями». А в преддверии царства мёртвых обитают «люди ранних времён», и там же находится мир собак, с которыми при проходе душа должна быть ласковой. Злые духи, съедающие души, также обитают в нижнем мире.

По чукотским представлениям на краю горизонта имеются проходы между скалами, поддерживающими небо — когда они размыкаются, то создают ветер и пропускают перелётных птиц.
А Полярная звезда — это проход через все миры (герои сказок и легенд прилетают в этот мир на орле или громовой птице, или спускаются по солнечному лучу, по дыму костра, по нитке от иголки, воткнутой в небо)

Своеобразной мифологической моделью мира является и жилище — стоящий посреди корякской полуземлянки столб-лестница символизирует связь верхнего и нижнего миров, отражая, по-видимому, представление о мировом древе.

Одной из функций Небесного Хозяина была, согласно старинным корякским верованиям, посылка душ умерших родственников в чрево матери. У чукчей иногда небесное божество отождествляется с «оленьим существом», которое следит за стадом и ассоциируется с определённым амулетом. Небесное божество ассоциируется с рассветом, полднем, или прямо с солнцем, оно моделирует верхний мир, природу в целом и способствует круговороту душ людей и размножению оленей.

Так же к «существам» причисляются мухоморы, считающиеся особым «племенем». Мухоморы — это источник наркотической ритуальной еды, и они играют большую роль в мифологии всех палеоазиатов (о мухоморных девушках, соблазняющих и уводящих охотников, рассказывается, например, в ительменских сказках, а фигуры с грибными шляпками сохранились на наскальных изображениях в районе рек Пегтымель на Чукотке)

Духи-хозяева трудно отделимы от богов и шаманских духов. Вообще у чукчей хозяином морских зверей считается Кереткун, образ которого почти совпадает с эскимосским Касаком. Кереткун и его жена имеют чёрные лица и особые головные повязки, носят одежду из кишок морских животных, питаются трупами утопленников и помогают против злых духов. Кереткуну-Касаку чукчи и эскимосы посвящают осенние праздники.

Ещё в мифах присутствует Великан с Края Земли, приносящий холодный ветер, а так же старуха — Хозяйка Ветров, стряхивающая снег с жилища, и ещё Громовая Птица, создающая гром шумом крыльев. Молния же предстаёт в виде Одноглазого Человека.
В чукотской демонологии касатка превращается летом в волка, а в заклинаниях упоминается Космическая Рыба Времён Творения.

Собственно злые духи, несущие болезнь и смерть, живут под землёй или в пустынных местах на западе (но не на море) — они проникают в очаг с левой стороны через дымовое отверстие, вызывают болезни стрелами, кусают и похищают души людей. Эти духи имеют вид животных или людей с острыми головами, длинными зубами и ногтями. А под землёй у них чёрные собаки и медведи в роли собак.

Шаманские духи у ительменов небольшого роста, чёрного цвета и обитают они там, где тянутся горные сопки. Коряки и чукчи называли шаманских духов «анан» или «энэн» (тем же словом, что они называют и православного бога, кресты и иконы)

Центральным, активным и, возможно, древнейшим персонажем мифологии является озорник-трикстер Ворон. Ворон — это культовая фигура, так как он связан со Временем, главный герой «вестей начала творения». Имеются предания о том, что, «совершив свои подвиги», Ворон покинул Камчатку и оставил людей за то, что они не хотели слушать его советов.

В чукотских архаических мифах Ворон часто действует по поручению Творца, и практически именно он и совершает деяния демиурга: создаёт рельеф местности, собак, китов, тюленей, оленей, птиц и первых людей.

(источники – «Мифы палеоазиатских народов», исследования Богораза, Иохельсона, Крашенинникова)





Tags: Чукотка, делюсь, история, рассказ
Subscribe

  • продолжение сказки

    (начало см. через пост ниже) С предложением продолжить сказку я обратилась к более старшей группе подростков. Прочитала им её и задала вопрос:…

  • в одном старом-старом доме...

    Группа 8-9 лет - А давайте сочиним сказку, в которой мы все потом сыграем! – просят дети. - Давайте. Только я тогда буду записывать, чтобы…

  • * * *

    Пишу новогоднюю сказку, практически написала уже. В стихах, конечно — дети так лучше воспринимают. ....Кощей хочет быть самым главным на земле…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • продолжение сказки

    (начало см. через пост ниже) С предложением продолжить сказку я обратилась к более старшей группе подростков. Прочитала им её и задала вопрос:…

  • в одном старом-старом доме...

    Группа 8-9 лет - А давайте сочиним сказку, в которой мы все потом сыграем! – просят дети. - Давайте. Только я тогда буду записывать, чтобы…

  • * * *

    Пишу новогоднюю сказку, практически написала уже. В стихах, конечно — дети так лучше воспринимают. ....Кощей хочет быть самым главным на земле…