часть 2 -- http://mahavam.livejournal.com/747941.html?view=8114341#t8114341)
часть 3 -- http://mahavam.livejournal.com/748255.html?mode=reply#add_comment
часть 4 -- http://mahavam.livejournal.com/748378.html#comments
часть 5 -- http://mahavam.livejournal.com/748950.html#comments
часть 6 -- http://mahavam.livejournal.com/750304.html#comments
В космологической концепции этих народов мир делится на верхний, средний и нижний, но одновременно бытует представление о неопределённой множественности миров, где живущие в одном мире умирают и переходят в другой. Верхний мир, это «облачная земля» — там живёт «народ рассвета» и обитает Творец, Рассвет, Зенит, Полдень и Полярная Звезда, к которой, как олени, привязаны другие звёзды.
Звёзды и созвездия представляются, как люди: Арктур – это предводитель звёзд, Алтаир из созвездия Орла, это родоначальник племени, Орион – это горбатый стрелок из лука, а созвездие Льва – его жена. Солнце же – богатый ездок на белых оленях, а Луна – это солнце злых духов.
В корякской и ительменской мифологиях большую роль играют «облачные люди» (это дети Творца), которые называют людей на земле «нижними жителями». А в преддверии царства мёртвых обитают «люди ранних времён», и там же находится мир собак, с которыми при проходе душа должна быть ласковой. Злые духи, съедающие души, также обитают в нижнем мире.
По чукотским представлениям на краю горизонта имеются проходы между скалами, поддерживающими небо — когда они размыкаются, то создают ветер и пропускают перелётных птиц.
А Полярная звезда — это проход через все миры (герои сказок и легенд прилетают в этот мир на орле или громовой птице, или спускаются по солнечному лучу, по дыму костра, по нитке от иголки, воткнутой в небо)
Своеобразной мифологической моделью мира является и жилище — стоящий посреди корякской полуземлянки столб-лестница символизирует связь верхнего и нижнего миров, отражая, по-видимому, представление о мировом древе.
Одной из функций Небесного Хозяина была, согласно старинным корякским верованиям, посылка душ умерших родственников в чрево матери. У чукчей иногда небесное божество отождествляется с «оленьим существом», которое следит за стадом и ассоциируется с определённым амулетом. Небесное божество ассоциируется с рассветом, полднем, или прямо с солнцем, оно моделирует верхний мир, природу в целом и способствует круговороту душ людей и размножению оленей.
Так же к «существам» причисляются мухоморы, считающиеся особым «племенем». Мухоморы — это источник наркотической ритуальной еды, и они играют большую роль в мифологии всех палеоазиатов (о мухоморных девушках, соблазняющих и уводящих охотников, рассказывается, например, в ительменских сказках, а фигуры с грибными шляпками сохранились на наскальных изображениях в районе рек Пегтымель на Чукотке)
Духи-хозяева трудно отделимы от богов и шаманских духов. Вообще у чукчей хозяином морских зверей считается Кереткун, образ которого почти совпадает с эскимосским Касаком. Кереткун и его жена имеют чёрные лица и особые головные повязки, носят одежду из кишок морских животных, питаются трупами утопленников и помогают против злых духов. Кереткуну-Касаку чукчи и эскимосы посвящают осенние праздники.
Ещё в мифах присутствует Великан с Края Земли, приносящий холодный ветер, а так же старуха — Хозяйка Ветров, стряхивающая снег с жилища, и ещё Громовая Птица, создающая гром шумом крыльев. Молния же предстаёт в виде Одноглазого Человека.
В чукотской демонологии касатка превращается летом в волка, а в заклинаниях упоминается Космическая Рыба Времён Творения.
Собственно злые духи, несущие болезнь и смерть, живут под землёй или в пустынных местах на западе (но не на море) — они проникают в очаг с левой стороны через дымовое отверстие, вызывают болезни стрелами, кусают и похищают души людей. Эти духи имеют вид животных или людей с острыми головами, длинными зубами и ногтями. А под землёй у них чёрные собаки и медведи в роли собак.
Шаманские духи у ительменов небольшого роста, чёрного цвета и обитают они там, где тянутся горные сопки. Коряки и чукчи называли шаманских духов «анан» или «энэн» (тем же словом, что они называют и православного бога, кресты и иконы)
Центральным, активным и, возможно, древнейшим персонажем мифологии является озорник-трикстер Ворон. Ворон — это культовая фигура, так как он связан со Временем, главный герой «вестей начала творения». Имеются предания о том, что, «совершив свои подвиги», Ворон покинул Камчатку и оставил людей за то, что они не хотели слушать его советов.
В чукотских архаических мифах Ворон часто действует по поручению Творца, и практически именно он и совершает деяния демиурга: создаёт рельеф местности, собак, китов, тюленей, оленей, птиц и первых людей.
(источники – «Мифы палеоазиатских народов», исследования Богораза, Иохельсона, Крашенинникова)