Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Как написать песню

На «Острове» было много всего интересного, но я сейчас остановлюсь на одном из направлений работы фестиваля — на творческих мастерских.
Детей из разных городов Урала съехалось около ста человек, их поделили на группы и отправили к «мастерам» — так назывались взрослые люди, что-то уже понимающие в авторской песне.
Мне достались замечательные подростки, с которыми, как итог мастерской, мы должны были написать песню.

(Вообще это задание было для всех мастерских: или написать песню, или какую-нибудь разучить и разложить на голоса)

Для начала я объяснила детям сам принцип стихосложения и что такое рифма. В сущности, складывать слова могут ВСЕ. Недаром в Пушкинском лицее «вызывать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм» мог каждый лицеист — их этому учили. Нам же для начала нужно было понять, что «рыба — хлеба» — это не рифма, хоть окончание у слов одинкавое. Значит, дело в ударении?.. Но ведь и ударение у обоих слов на первый слог, почему же это не рифма?.. А вот если ударение поставить на второй слог, то это уже будет рифма, но слова рыбА — нет. Запутанное дело, однако.

У Саши Чёрного, помните — «Нет, не сдамся... Папа — мама, Дратва — жатва, кровь — любовь, Драма — рама — панорама, Бровь — свекровь — морковь... носки!» — вот они, поэтические муки, от которых немеет голова и сдают нервы!.. Но мы ж силачи. И у нас всё получится.

На большом ватмане мы набросали слова, имеющие отношение к тому, что вокруг происходит. Слова ребята предлагали сами. Возник Поезд, Автобус, Веселье, Песни, Прекрасно, Обед… ну и так далее. К ним мы подобрали по десятку рифм.

Дальше нужно было разобраться с размером и что такое ритм. Остановились на ямбе — он для учебных вещей удобнее всего. Впрочем, в четырёхстопном дактиле складывать тоже удобно, но мы остановились на четырёхстопном ямбе, и ребята начали предлагать строчки, которые бы заканчивались на те рифмы, которые мы заранее определили.

Всё это, как вы поняли, простая игра в буриме, которая по силам каждому. Но! Нужно убрать глагольные рифмы типа петь – лететь – смотреть — и рифмовать, как и положено в ямбе, через строчку. Что-то у нас такое получилось — но это было ещё не всё.

На следующий день мы собрались снова, и на свежую голову начали анализировать наше стихотворение. В первом куплете два раза было слово «сели» — нужно было его заменить. В третьем куплете вдруг выплыл обед и омлет, разрушающий весь романтизм изначального посыла — обед мы поменяли тоже. Четвёртый был забит штампами по типу «о как прекрасны ваши лица» — строчки нужно было переписывать.

Ребята предложили играть в G. Мелодию я, исходя из квадрата G – Аm – D - G – D помогла им подобрать практически сама. Но важно, что песня им понравилась, да и не только им — нашу песню решили оставить и на следующий фестиваль.
Вот такие дела. Но и другие мастерские тоже были молодцы и огурцы, и вообще такой опыт был для всех весьма полезен и интересен.

На фото — они как раз, мои зайки — на репетиции и на выступлении.






Tags: дети, поездка, рассказ, учительское
Subscribe

  • Чулпан Хаматова

    За последние годы резко увеличился отток наших граждан в другие страны. Уезжают учёные, уезжает молодёжь, уезжает творческая интеллигенция... На…

  • Праведник народов мира

    Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер была сотрудницей варшавского Управления здравоохранения и одновременно членом польской подпольной…

  • С Днём Победы!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments