Как написать песню
На «Острове» было много всего интересного, но я сейчас остановлюсь на одном из направлений работы фестиваля — на творческих мастерских.
Детей из разных городов Урала съехалось около ста человек, их поделили на группы и отправили к «мастерам» — так назывались взрослые люди, что-то уже понимающие в авторской песне.
Мне достались замечательные подростки, с которыми, как итог мастерской, мы должны были написать песню.
(Вообще это задание было для всех мастерских: или написать песню, или какую-нибудь разучить и разложить на голоса)
Для начала я объяснила детям сам принцип стихосложения и что такое рифма. В сущности, складывать слова могут ВСЕ. Недаром в Пушкинском лицее «вызывать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм» мог каждый лицеист — их этому учили. Нам же для начала нужно было понять, что «рыба — хлеба» — это не рифма, хоть окончание у слов одинкавое. Значит, дело в ударении?.. Но ведь и ударение у обоих слов на первый слог, почему же это не рифма?.. А вот если ударение поставить на второй слог, то это уже будет рифма, но слова рыбА — нет. Запутанное дело, однако.
У Саши Чёрного, помните — «Нет, не сдамся... Папа — мама, Дратва — жатва, кровь — любовь, Драма — рама — панорама, Бровь — свекровь — морковь... носки!» — вот они, поэтические муки, от которых немеет голова и сдают нервы!.. Но мы ж силачи. И у нас всё получится.
На большом ватмане мы набросали слова, имеющие отношение к тому, что вокруг происходит. Слова ребята предлагали сами. Возник Поезд, Автобус, Веселье, Песни, Прекрасно, Обед… ну и так далее. К ним мы подобрали по десятку рифм.
Дальше нужно было разобраться с размером и что такое ритм. Остановились на ямбе — он для учебных вещей удобнее всего. Впрочем, в четырёхстопном дактиле складывать тоже удобно, но мы остановились на четырёхстопном ямбе, и ребята начали предлагать строчки, которые бы заканчивались на те рифмы, которые мы заранее определили.
Всё это, как вы поняли, простая игра в буриме, которая по силам каждому. Но! Нужно убрать глагольные рифмы типа петь – лететь – смотреть — и рифмовать, как и положено в ямбе, через строчку. Что-то у нас такое получилось — но это было ещё не всё.
На следующий день мы собрались снова, и на свежую голову начали анализировать наше стихотворение. В первом куплете два раза было слово «сели» — нужно было его заменить. В третьем куплете вдруг выплыл обед и омлет, разрушающий весь романтизм изначального посыла — обед мы поменяли тоже. Четвёртый был забит штампами по типу «о как прекрасны ваши лица» — строчки нужно было переписывать.
Ребята предложили играть в G. Мелодию я, исходя из квадрата G – Аm – D - G – D помогла им подобрать практически сама. Но важно, что песня им понравилась, да и не только им — нашу песню решили оставить и на следующий фестиваль.
Вот такие дела. Но и другие мастерские тоже были молодцы и огурцы, и вообще такой опыт был для всех весьма полезен и интересен.
На фото — они как раз, мои зайки — на репетиции и на выступлении.


Детей из разных городов Урала съехалось около ста человек, их поделили на группы и отправили к «мастерам» — так назывались взрослые люди, что-то уже понимающие в авторской песне.
Мне достались замечательные подростки, с которыми, как итог мастерской, мы должны были написать песню.
(Вообще это задание было для всех мастерских: или написать песню, или какую-нибудь разучить и разложить на голоса)
Для начала я объяснила детям сам принцип стихосложения и что такое рифма. В сущности, складывать слова могут ВСЕ. Недаром в Пушкинском лицее «вызывать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм» мог каждый лицеист — их этому учили. Нам же для начала нужно было понять, что «рыба — хлеба» — это не рифма, хоть окончание у слов одинкавое. Значит, дело в ударении?.. Но ведь и ударение у обоих слов на первый слог, почему же это не рифма?.. А вот если ударение поставить на второй слог, то это уже будет рифма, но слова рыбА — нет. Запутанное дело, однако.
У Саши Чёрного, помните — «Нет, не сдамся... Папа — мама, Дратва — жатва, кровь — любовь, Драма — рама — панорама, Бровь — свекровь — морковь... носки!» — вот они, поэтические муки, от которых немеет голова и сдают нервы!.. Но мы ж силачи. И у нас всё получится.
На большом ватмане мы набросали слова, имеющие отношение к тому, что вокруг происходит. Слова ребята предлагали сами. Возник Поезд, Автобус, Веселье, Песни, Прекрасно, Обед… ну и так далее. К ним мы подобрали по десятку рифм.
Дальше нужно было разобраться с размером и что такое ритм. Остановились на ямбе — он для учебных вещей удобнее всего. Впрочем, в четырёхстопном дактиле складывать тоже удобно, но мы остановились на четырёхстопном ямбе, и ребята начали предлагать строчки, которые бы заканчивались на те рифмы, которые мы заранее определили.
Всё это, как вы поняли, простая игра в буриме, которая по силам каждому. Но! Нужно убрать глагольные рифмы типа петь – лететь – смотреть — и рифмовать, как и положено в ямбе, через строчку. Что-то у нас такое получилось — но это было ещё не всё.
На следующий день мы собрались снова, и на свежую голову начали анализировать наше стихотворение. В первом куплете два раза было слово «сели» — нужно было его заменить. В третьем куплете вдруг выплыл обед и омлет, разрушающий весь романтизм изначального посыла — обед мы поменяли тоже. Четвёртый был забит штампами по типу «о как прекрасны ваши лица» — строчки нужно было переписывать.
Ребята предложили играть в G. Мелодию я, исходя из квадрата G – Аm – D - G – D помогла им подобрать практически сама. Но важно, что песня им понравилась, да и не только им — нашу песню решили оставить и на следующий фестиваль.
Вот такие дела. Но и другие мастерские тоже были молодцы и огурцы, и вообще такой опыт был для всех весьма полезен и интересен.
На фото — они как раз, мои зайки — на репетиции и на выступлении.

