…Выключается свет, выключается свет…
Скажу честно — первые 10-15 минут я смотрела и вспоминала слова одного хорошего человека, который сказал, что с некоторых пор больше не ходит в театр, всё лучше музеи или выставки, или просто наедине с книгой, чем пытаться разобраться в том, что тебе хочет донести какой-нибудь режиссёр — жизнь и так полна стрессов, и многие вещи просто уже не можешь воспринимать. Я сидела с мыслью, что я, пожалуй, понимаю его. Нет, я пройду эти каракумы, именно ЭТИ, ну из любви к Ледуховскому (прости меня, Толя!..) — но, после этого, наверное, долгое время уже — ни-ни.
Но в какой-то момент он меня ПОЙМАЛ. Так рыба заглатывает крючок. Так Ледуховский делает незримый укол всем, кто сидит в зале. И все впадают в оцепенение. И все видят то, что не хотели бы видеть и знать, но тайное становится явным — твоё подсознание снимает маски.
На сцене двое — он и она — они в полицейской форме, ОН задаёт вопросы и ведёт протокол, он расследует убийство и пытается понять, как это произошло. ОНА же рассказывает ему что-то непонятное, гонит пургу, она лишь мимикрирует под надзирателя порядка, но тут уже больше вопросов к Генри Бейтсу, чем к Лему, — впрочем, доктором нам сегодня выдали Толика.
Сначала ОНА называет себя ОНО. Она не знает, кто этот человек, который является ею самой. Это оно, принимающее форму и облик красивой женщины в тот момент, когда где-то далеко на капитанском мостике зажёгся фонарь — запах мужчины, просоленного морями капитана, лепит из неведомого доселе существа — Еву.
Одолеваемая страстью к мужчине, «Ева» на глазах у зрителя претерпевает страшные метаморфозы — вы знаете, как выглядит человек, ставший богомолом?.. а я теперь знаю. Ева превращается в самку богомола и начинает охоту. И капитану уже не скрыться, он попадает в её щупальца, и она с наслаждением и остервенением сжирает его — она убивает его за тем, чтобы найти для него Живой Воды и воскресить свою любовь, и потом убить вновь. Она убивает его, потому что не может его любить.
Она бросает его по сцене, как куклу — то живого, то мёртвого. Она НЕ ПОНИМАЕТ своих действий. Она НЕ ВИДИТ себя со стороны. Она НЕ ПОМНИТ, кто она и зачем. Она сhromatopelma cyaneopubescens, «чёрная вдова», самка богомола.
Интересен образ следователя, которого играет тоже мой однокурсник, Ильдар Аллабирдин. Это такой же паук, но которому выпал счастливый билет поучаствовать в этом представлении хотя бы зрителем. Он наслаждается всей этой фантасмагорией, он патологичен так же, как и его подследственная, они на страже порядка, они ведут протоколы и соблюдают массу условностей — но внутри они красно-чёрные, жестокие, с безумными глазами, щупальцами и мёртвым сердцем.
Довольно неожиданный момент, когда в чёрно-красном кадре вдруг появляется двойник Евы (Еве одной себя становится мало, раздвоение сознания выдаёт ещё один образ, такой же, лишь с некими адаптивными поправками). И вот их уже двое!.. — сколько капитанов они смогут сожрать на своём пути!.. Впрочем, она это, или уже кто-то другой? А нужен ли ей кто-то другой?..
…Мда.
Когда-то нам объясняли, что человек произошёл от обезьяны. А я вот не уверена теперь, что каждый. Похоже, что очень многие из нас произошли от насекомых. И лишь очень небольшая часть — от Адама и Евы. От того Адама. И от той Евы, которая из ребра…
…Все актёры у Ледуховского, конечно, потрясающие. Они поют, танцуют, летают, превращаются во что хочешь — и от этого тоже испытываешь шок. На сцене — два стула и фортепьяно в углу. А ты не можешь пошевелиться на стуле и до конца спектакля сидишь, как заколдованный, и в конце абсолютно точно понимаешь — да, это то, о чём сегодня и нужно говорить. И не только сегодня. И это нужно лечить, но доктор Ледуховский не даёт рецептов. Он всего лишь указывает на болезнь. И это так необходимо.
После просмотренного ты выходишь немного обалдевший. Нет, этот спектакль не для всех. Он только для тех, кто хочет хоть что-то понять о человеке. Нет, спектакль не о любви – он о человеке как таковом, о его мистическом подсознании, о той неведомой грани, которая рождает в нём человека или наоборот, превращает его в нечто ужасное. И знать это НАДО. Знать, чтобы это РАСПОЗНАВАТЬ. Чтобы НЕ БЫТЬ. Возможно, чтобы ПРЕДОТВРАТИТЬ. Но знать. Возможно, что не всем. Но доктор Ледуховский, он же режиссёр, он же художник и сценограф – он не для всех. Как и любое настоящее и глубокое.
…А в конце идёт снег.
А я так и подумала – снег.
И сказала: дождь!.
Но всё-таки снег.
* * *
28 мая 2016 года




на фото -- сцены из спектакля и мы с однокурсниками после спектакля: Ира Лоханова, Маринка Шлыгина, Толик Ледуховский, Ильдар Аллабирдин и актриса театра, исполнительница главной роли