Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

день второй, дом-музей Щепкина, театр Анатолия Ледуховского

Спектакль по рассказу Станислава Лема «Маска». Режиссёр Анатолий Ледуховский.

…Выключается свет, выключается свет…
Скажу честно — первые 10-15 минут я смотрела и вспоминала слова одного хорошего человека, который сказал, что с некоторых пор больше не ходит в театр, всё лучше музеи или выставки, или просто наедине с книгой, чем пытаться разобраться в том, что тебе хочет донести какой-нибудь режиссёр — жизнь и так полна стрессов, и многие вещи просто уже не можешь воспринимать. Я сидела с мыслью, что я, пожалуй, понимаю его. Нет, я пройду эти каракумы, именно ЭТИ, ну из любви к Ледуховскому (прости меня, Толя!..) — но, после этого, наверное, долгое время уже — ни-ни.

Но в какой-то момент он меня ПОЙМАЛ. Так рыба заглатывает крючок. Так Ледуховский делает незримый укол всем, кто сидит в зале. И все впадают в оцепенение. И все видят то, что не хотели бы видеть и знать, но тайное становится явным — твоё подсознание снимает маски.

На сцене двое — он и она — они в полицейской форме, ОН задаёт вопросы и ведёт протокол, он расследует убийство и пытается понять, как это произошло. ОНА же рассказывает ему что-то непонятное, гонит пургу, она лишь мимикрирует под надзирателя порядка, но тут уже больше вопросов к Генри Бейтсу, чем к Лему, — впрочем, доктором нам сегодня выдали Толика.

Сначала ОНА называет себя ОНО. Она не знает, кто этот человек, который является ею самой. Это оно, принимающее форму и облик красивой женщины в тот момент, когда где-то далеко на капитанском мостике зажёгся фонарь — запах мужчины, просоленного морями капитана, лепит из неведомого доселе существа — Еву.

Одолеваемая страстью к мужчине, «Ева» на глазах у зрителя претерпевает страшные метаморфозы — вы знаете, как выглядит человек, ставший богомолом?.. а я теперь знаю. Ева превращается в самку богомола и начинает охоту. И капитану уже не скрыться, он попадает в её щупальца, и она с наслаждением и остервенением сжирает его — она убивает его за тем, чтобы найти для него Живой Воды и воскресить свою любовь, и потом убить вновь. Она убивает его, потому что не может его любить.
Она бросает его по сцене, как куклу — то живого, то мёртвого. Она НЕ ПОНИМАЕТ своих действий. Она НЕ ВИДИТ себя со стороны. Она НЕ ПОМНИТ, кто она и зачем. Она сhromatopelma cyaneopubescens, «чёрная вдова», самка богомола.

Интересен образ следователя, которого играет тоже мой однокурсник, Ильдар Аллабирдин. Это такой же паук, но которому выпал счастливый билет поучаствовать в этом представлении хотя бы зрителем. Он наслаждается всей этой фантасмагорией, он патологичен так же, как и его подследственная, они на страже порядка, они ведут протоколы и соблюдают массу условностей — но внутри они красно-чёрные, жестокие, с безумными глазами, щупальцами и мёртвым сердцем.

Довольно неожиданный момент, когда в чёрно-красном кадре вдруг появляется двойник Евы (Еве одной себя становится мало, раздвоение сознания выдаёт ещё один образ, такой же, лишь с некими адаптивными поправками). И вот их уже двое!.. — сколько капитанов они смогут сожрать на своём пути!.. Впрочем, она это, или уже кто-то другой? А нужен ли ей кто-то другой?..

…Мда.
Когда-то нам объясняли, что человек произошёл от обезьяны. А я вот не уверена теперь, что каждый. Похоже, что очень многие из нас произошли от насекомых. И лишь очень небольшая часть — от Адама и Евы. От того Адама. И от той Евы, которая из ребра…

…Все актёры у Ледуховского, конечно, потрясающие. Они поют, танцуют, летают, превращаются во что хочешь — и от этого тоже испытываешь шок. На сцене — два стула и фортепьяно в углу. А ты не можешь пошевелиться на стуле и до конца спектакля сидишь, как заколдованный, и в конце абсолютно точно понимаешь — да, это то, о чём сегодня и нужно говорить. И не только сегодня. И это нужно лечить, но доктор Ледуховский не даёт рецептов. Он всего лишь указывает на болезнь. И это так необходимо.

После просмотренного ты выходишь немного обалдевший. Нет, этот спектакль не для всех. Он только для тех, кто хочет хоть что-то понять о человеке. Нет, спектакль не о любви – он о человеке как таковом, о его мистическом подсознании, о той неведомой грани, которая рождает в нём человека или наоборот, превращает его в нечто ужасное. И знать это НАДО. Знать, чтобы это РАСПОЗНАВАТЬ. Чтобы НЕ БЫТЬ. Возможно, чтобы ПРЕДОТВРАТИТЬ. Но знать. Возможно, что не всем. Но доктор Ледуховский, он же режиссёр, он же художник и сценограф – он не для всех. Как и любое настоящее и глубокое.

…А в конце идёт снег.
А я так и подумала – снег.
И сказала: дождь!.
Но всё-таки снег.

* * *
28 мая 2016 года









на фото -- сцены из спектакля и мы с однокурсниками после спектакля: Ира Лоханова, Маринка Шлыгина, Толик Ледуховский, Ильдар Аллабирдин и актриса театра, исполнительница главной роли

Tags: друзья, жизнь, поездка, спектакль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • мяч, муха и что там жужжит

    группа 7-8 лет Однажды мяч встретился с мухой. — Ты умеешь летать? – спросила муха. — Ещё бы! – ответил мяч. – Но у тебя же нет крыльев! Как ты…

  • он мог бы

    Он мог бы построить мост в каких-то краях глухих, ну пусть не достать до звёзд, хотя бы увидеть их. И в долгом своём пути, гоня все невзгоды прочь,…

  • "день латышского расстрела"

    3 февраля остался в истории как "день латышского расстрела". В этот день в 1938 году на полигоне НКВД в Бутове расстреляли 258 человек,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments