Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

кто ты

Один из ответов на вопрос «кто мы?», «кто ты?» наверное, такой — мы есть то, что мы запомнили. То, что усвоили. То, к чему возвращаемся.

Лев Додин, питерский режиссёр, рассказывал о своих детских впечатлениях. О том, как после реабилитации в конце 50-х к ним в гости пришёл друг его родителей, учёный, и мама испекла гуся и поставила его на стол. Но оказалось, что у их гостя не было ни одного зуба и он не мог есть мясо, ему нечем было жевать. И никто за столом не притронулся к этому гусю, просто пили чай. И с тех пор мама Льва Додина не готовила гуся НИКОГДА.

Или вот ещё одно воспоминание актёра Александра Лазарева. 42-й год, блокада.
Последнее, что сожгли в доме, это была папина скрипка. Сожгли уже все книги, съели всё, что можно было съесть. В доме ничего уже не было. Но каждый день ровно в обеденный час мама стелила скатерть, выставляла тарелки, и все садились за стол. Каждый день, ровно так, как это было до войны и до блокады. Сидели в общем кругу и молча поддерживали друг друга. И знали, что всё когда-нибудь вернётся.
Это о сохранении человечности и внутреннего благородства. Того, о чём писал Окуджава: «Совесть, благородство и достоинство»

…И ещё Лев Додин рассказал о своём детстве вот что: он ходил в Дом Пионеров заниматься в театре. — Но спектаклей мы ставили мало, — вспоминал режиссёр, — главное было не это. Самым важным было то, что мы РАГОВАРИВАЛИ с ним, со своим режиссёром, на любые темы. Нас могло прийти сто человек, школьников — и мы сидели и в течении нескольких часов задавали ему вопросы. И он подробно на них отвечал. И мы могли их обсудить. И это нас формировало. Это очень важно — встретить учителя.
Подпишусь сто раз — разные навыки и умения детям нужны, но один из самых важных аспектов формирования души ребёнка, это то, что с ним нужно РАЗГОВАРИВАТЬ. На любые темы, и по возможности честно.

Но родители не всегда могут выступить в роли человека, который ответит на ВСЕ вопросы и которого подросток будет слушать — родители, это слишком близко, и даже при самых благополучных отношениях подросток для разговора чаще всего предпочтёт кого-то со стороны — если есть такой человек, которому он доверяет. «Я» -- это моя память, мои впечатления и мои учителя. «Я» -- это «энергия заблуждений» — по терминологии Л.Толстого. То есть энергия поиска и определения смыслов.

Вопрос не праздный на самом деле. Ты — это твоё мировоззрение. А мировоззрение формируется там, откуда все мы родом.

Tags: дети, люди, размышления, учительское
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • встреча

    "В страшном каунасском гетто 28 октября 1941-го года расстреляли около десяти тысяч евреев. А однажды за один день фашисты убили всех детей.…

  • бегом от таблеток

    Врач-кардиолог академик Николай Михайлович Амосов, автор новаторских методик в кардиологии и системного подхода к здоровью («метод ограничений…

  • человечичек

    маленький музыкальный спектакль получился, послушайте

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • встреча

    "В страшном каунасском гетто 28 октября 1941-го года расстреляли около десяти тысяч евреев. А однажды за один день фашисты убили всех детей.…

  • бегом от таблеток

    Врач-кардиолог академик Николай Михайлович Амосов, автор новаторских методик в кардиологии и системного подхода к здоровью («метод ограничений…

  • человечичек

    маленький музыкальный спектакль получился, послушайте