(В.Ланцберг)
…Подхожу к палатке доктора Вики, ищу вход. Слышу строгий Викин голос:
— Следующий!.. – и, через мгновение: — Махова, ну что ты там шарашишься, вход с другой стороны!..
Тот, кто меня знает, тот знает: я всегда ищу вход там, где его нет, жду того, чего не бывает и вообще в местах, где заблудиться невозможно, всё время заблуждаюсь.
Дети по-очереди заходили к доктору и послушно открывали рты, в которых спасатель МЧС Вика Кушкова тут же находила горло и смазывала его люголем. В палатке был порядок, как в больнице — таблетка к таблетке, пинцет к пинцету. Здесь даже в самых сложных полевых условиях Вика готова провести любую операцию, с Викой вообще ничего не страшно. И если вы чего-нибудь вдруг забоялись — идите к доктору Вике, она вылечит.
***
…Утром в нашу палатку пошуршало двое детей. — Простите, — сказали дети, — мы из службы электрической поддержки фестиваля. Разрешите нам проверить вашу розетку?..
Мы разрешили.
Дети внимательно всё проверили и дали нам некоторые рекомендации по пользованию электроприборами. Мы пообещали соблюдать. Мои подружки из Иваново, Ира и Лена, приехавшие на фестиваль первый раз, продолжали обалдевать.
— Сколько же на этом фестивале культуры! — удивлялись они. — Потрясающая организация. И сколько уважения друг к другу!..
Я радовалась их словам, я люблю этот фестиваль, эту республику, эту маленькую планету. Красиво, уютно, вкусно. Много юмора. Огороженные муравейники. Места для курения. Мусорные мешки, чтобы было чисто. Сделанный руками Саши и Серёжи водопровод. Светильник над столом, свечки на столе по вечерам. Кудесник Нетребский, мастерящий с детьми паучков и зверушек. Человек на тропинке со словами: «Здравствуйте, Вы меня не знаете, но я Вас люблю». А я, растерявшись, мямлю в ответ что-то типа: «Это очень правильно, спасибо Вам…» И развожу руками. Нужно же, наверное, что-то пошутить, чем-то разводить, как-то рассмешить человека…
***
Есть, конечно, и опасные моменты. Если подойти не вовремя к Бродской, то она может оторвать тебе голову. Нет, её, конечно, доктор Вика пришьёт обратно, но отвлекать Вику на эти глупости совершенно не хочется.
А если подойти во время процесса (таинства и волшебства приготовления пищи) к Женьке Ланцберг, то можно получить половником по голове, которую только что оторвала Бродская и с которой нужно встать в очередь в палатку доктора Вики, которая сделает всё «как было» и на всякий случай сунет в горло ватку с люголем… Здесь всё продумано!..
***
Бенефециантом был Юрий Лорес, Юра и сам много и прекрасно выступал и один, и с семьёй (Леной и девочками), а ещё с ним приехали разные интересные люди. За одну из программ я была ему особо благодарна – это блок про заозёрную школу. В живых из «заозёрной» остались только двое, два поэта – Ершов и Бондаревский. Так вот старик Ершов и вёл эту программу. Пели Гену Жукова, читали Калашникова, Света Цивкина пела Любу Захарченко, было хорошо. А с фотографий смотрели молодые и живые Гена, Виталик, Люба, будто рядом сидели, будто всё как всегда…
фотографии Гены Жукова, Вити Луферова на поляне
Юра Лорес и Боря Ашкинадзе
***
…Когда я вдруг где-то среди ветвей увидела родной до боли облик Труханова, я, если честно, глазам не поверила. Думала, мерещится.
— Это ТЫ?.. — говорю.
— Это я, — говорит.
И смеётся.
И когда он появился на сцене, поляна, конечно, взорвалась аплодисментами — это было счастье и радость для всех. И после его выступления аплодисменты были слышны, наверное, в Туле. (Это из чудес… самолёты из Бостона прилетают под Серпухов… и начинается волшебство… Труханов, мы ждём и любим тебя!.. ну ты и так всё знаешь...)
Серёжа
***
…Ещё из радостного, это то, что удалось поиграть с Машкой Федотовой — она со своим альтом и мальчиком Гришей таки доехала до поляны. Гриша вёл себя прилично, правда, во время выступления её и Галки Крыловой на песне Вертинского он смог утянуть меня к сцене и, будучи на поводке, всё-таки вышел к хозяйке и помахал лапой в такт музыке, чем вызвал полное признание зрителей — ну талант у мальчика, талант бесспорный!.. (но, главное, что не лаял).
я и Маша Федотова
***
Всем хочется сказать «спасибо». Нет, правда, — всем. Потому что видеть в шаговой доступности людей, которых хочется видеть — это тоже из чудес. Пообнимать. Послушать. Посмеяться и погрустить, вспомнить что-то важное. Уткнуться в любимого Гришу Певзнера, совершенно такого реального. Пообожать Коломенского. Обрадоваться в очередной раз Маше Кочетковой, Саше Ларину, поболтать с Алексеевым и с Галкой, поржать с Бушуевой из Е-бурга, обнять Наталюшу, услышать от Пети Трубецкого после презентации книг «Ну Маха, ты дала!..» (почитала стихофф и спела две новые песни), столкнуться с Грином, обнять на тропинке Белого, восхититься мастерству Чебоксаровой и Быкова, поболтать с ними о ерунде и испытать радость. Слушать Слабикова, уплыть, обнять, вернуться. Видеть Маргошку и не понимать: как это, 9 часов самолётом с Камчатки, сюда — как это?.. Её же нужно показывать на сцене!.. (я ей предложила, она не захотела). Весь солнечный Израиль в лице Миши Сипера, германский Пунькин за аппаратурой, чудесный Саша Иванов, развиртуализировавшиеся друзья с ФБ /минчане, простите, я ждала вас к завтраку в воскресенье, вы не пришли, а меня увезли на машине и вы остались без книг (( ../... Радость увидеть Витю Попова с Наташей, потрепаться с любимой Фрёмой и ейным умным и смешливым Борей Жуковым; а тут и оба Цивкиных, и благостный Сафронов, и целая команда с Украины, и Наиль, Ира и паучок, и Батуев с новой программой, и Леший с новой книжкой, и забойное «Ключевое слово» с новой песней — да разве всех перечислишь?.. И подружки мои старинные Ира Антонова и Лена Фролова, приехавшие из моего далёкого города, с которыми мы спели и прочитали отрывок из моего спектакля «Сказки для Коломбины». .. Люблю вас всех и жду со всеми встречи и простите, если к кому-то была невнимательна.
"Сказки для Коломбины"
пою
Миша Сипер, Гриша Певзнер -- выступают
Саша Ларин, я, Маша Кочеткова
Гриша, Наталюша и Грин (Сергей Гринберг)
Маргоша
Витя Попов и Наташа Бродская
Женя Ланцберг творит обед
Послесловие
...Главное формирование души ребёнка происходит, это когда ты вместе с ним творишь, делаешь какое-то хорошее дело. Когда ты поёшь с ним одни песни, вместе смотришь на закат, когда ты его СЛЫШИШЬ, а он слышит тебя. Когда он тебя ПОНИМАЕТ. А ты понимаешь его. Именно это и уловил в своё время Володя Ланцберг, чутко и точно, — что быть добрым в одиночку очень трудно. Нужно, чтобы рядом были такие же, как и ты — тогда не страшно. И это такое чудо, что «Детская Поющая Республика», которую создал Ланцберг, до сих пор живёт и будет жить дальше, благодаря его семье — Ире (всеми обожаемой Романне), Женьке (барду, автору и волшебнице полевой кухни), Боре (прекрасному исполнителю, в этот раз он приехал из Германии и помогал Республике, чем мог), и Нюше ().. И, конечно, той команде педагогов, которую в своё время набрал Володя и без которой обойтись невозможно — это, в первую голову, Боря Ашкинадзе, — спасибо ему огромное, как и многим другим.
..И вот что-то такое вдруг происходит в мире, перещёлкивает, смещается в хорошую сторону… И зажигается «волшебный огонь», и небо близко, и Володя где-то рядом, всё время где-то рядом ходит, даже будто слышишь голос его…
«…И, если что, — по коням! —
И поздним хмурым днем
Мы тех двоих догоним
И искры подберём.
В сплетеньи старых веток
Поселим их, храня, —
Хватило б до рассвета
Волшебного огня...»
(В.Ланцберг)
небо
Детская Поющая Республика
рыжик
Боря Ланцберг и Вера Ильина, слушают концерт
фото - Михаил Геллер: "Борис Ланцберг обучает граждан Детской Поющей Республики основам авторской песни."
Саша Алексеев и Галка Карукина
зритель на концерте
ещё зрители
двое на поляне
Романна (Ирина Ланцберг) и Юра (Лорес)
Спасибо за фотографии Наталюше, Станиславу Эдуардовичу ,
Полине Трояновской, Марии Кочетковой