Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

о насущном

В интернете периодически натыкаюсь на дискуссии, нужно ли дошкольникам дополнительное образование, или это просто откачка денег на «непоймичто», потому как «водили-водили, учили-учили, а гения на выходе так и не получили». На это я могу сказать вот что:

1. Возраст.
(Нет, первый вопрос, это, конечно, «с какой целью вы привели своё чадо в тот или иной коллектив», но начнём с возраста).

У меня недалеко от дома есть центр развития, куда принимают детей (внимание!) с ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ!.. Честно скажу – я не знаю, чем там занимаются с грудниками и какие прививают навыки, возможно, там ползают под классическую музыку, гремят в такт погремушками, рассказывают сказки и делают массаж пяток – могу предположить, что мамы просто отдают на два часа своего младенца, чтобы сделать передышку и сгонять до парикмахерской, что, в общем, тоже неплохо. По типу нанять няню на два часа – но, повторюсь, методик тамошней работы не знаю. Но по своему многолетнему опыту могу сказать, что детей до ТРЁХ ЛЕТ чему-либо образовывать и на что-либо мотивировать довольно сложно.

У меня есть трёхлетки (не в государственных, а в коммерческих объединениях). Так вот: обучить их актёрскому мастерству и делать с ними какие-либо упражнения БЕССМЫСЛЕННОЕ предприятие, они всё равно будут делать ровно то, что они в данный момент ХОТЯТ, залезать куда ХОТЯТ, дёргать за бантики того, кто под рукой и РЫДАТЬ, если что-то идёт не по их плану. И они будут или ползать под столом, или носиться по кабинету, или сидеть у тебя на руках или на шее – и это НОРМАЛЬНО. Но всё, чему я могу их обучить, это хлопать и топать под музыку, ну то есть на уровне рефлекса. Они ведь ещё и говорить-то толком не умеют, какое им актёрское мастерство.

В 4 года – уже можно, но лучше всё-таки с пяти. Но это я говорю про свой предмет.

2. Цель.

Когда мы в советские годы записывались в различные кружки, то ни нашей, ни целью наших родителей не являлось получить на выходе Шумахера, Качалова или Шаляпина. Мы ходили в кружки и студии не за будущей славой, а за ИНТЕРЕСОМ. Лично я посещала вообще 6 кружков, среди которых был стрелковый и выжигание. К 9 кл., правда, осталось только два – театральная студия и лыжная секция.

Сейчас время изменилось и родители, едва малыш научился ходить, уже хотят его видеть в будущем конкурентноспособным бизнесменом. Повальное число мам и пап приводят к нам ребёнка и требуют, чтобы он стал ЗВЕЗДОЙ, ЧЕМПИОНОМ. И вот попадает к нам дошкольник в вокальный коллектив, и через год родители приходят с претензией: а почему вы нашему сыну (дочке) не дали спеть сольный номер в отчётном концерте? Это ЧЕМУ вы его учили целый год? Это ЗАЧЕМ мы к вам ходили и платили 600 р. в месяц??

Объяснять, что ребёнок ещё микрофон держать не научился, сцены боится и ноты не вытягивает – бесполезно. И бедного ребёнка выдёргивают из коллектива, в котором он уже адаптировался, и отдают в следующий.

Помните, я вам как-то рассказывала про девочку Алису пяти лет, которая била других девочек и на вопрос, почему она это делает, отвечала: «Меня никто не любит!» Так вот, родители ЗАБРАЛИ Алису и отдали в гимнастику. Сказали, что в вокальном коллективе слишком много требований (приходить вовремя, разучивать песни и не бить подружек – это действительно умопомрачительные требования). И я не знаю, как Алиса перенесёт гимнастику, т.к. это несравнимо более жесткий режим, чем у нас. В конце концов, я боюсь, что они дождутся у девочки какой-нибудь нервной болезни.

Так вот, вы, дорогие родители, решите для начала , кого вы хотите в первую очередь видеть в своём ребёнке – счастливого человека, или непременно чемпиона? И вы отдаёте себе отчёт в том, что далеко не все люди на свете созданы для бизнеса и чемпионатов? И что задача дополнительного образования, это, в первую очередь, разбудить в ребёнке творческую составляющую и научить его ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ мир и быть самому со-творцом, а не требовать от этого мира признания и дивидендов.

Пусть он рисует, поёт, играет на ложках и выращивает редкие растения.
Пусть он лепит из глины и ездит на шахматные турниры, но будет при этом здоровым, любимым и любящим человеком, умеющим ОТДАВАТЬ и СОЗИДАТЬ, а не маленьким механизмом, удовлетворяющим амбиции своих родителей. Да вы сами подумайте – гений, он один на миллион. Да и жизнь гения – не залог счастья, здоровья и денег, скорее даже наоборот.
Радуйтесь, что есть гении, и что есть просто счастливые люди. Возможно, ваш ребёнок станет звездой, возможно, не станет – это ли главное? Ваша и наша задача прежде всего – научить его ЛЮБИТЬ. И помочь ему быть счастливым.

И поэтому странно для меня слышать вопросы о нужности – ненужности доп.образования, типа, когда вырастет, сам разберётся, что ему нужно, а что нет. Может быть, и разберётся. А, может, и не захочет отрываться от компьютера – ведь родителям, как правило, заниматься с детьми некогда.

Поэтому помогите ему. Но не насилуйте его и не требуйте от него и от нас немедленных результатов. Результаты будут, но, повторяю – главный результат, это не постамент и золотая медаль. Главный результат – это любовь и созидание.

Tags: дети, работа, учительское
Subscribe

  • действие Бога в человеке

    9 февраля – 140 лет со дня смерти Фёдора Михайловича. Главным поворотом судьбы и творчества Достоевского стала, по всей видимости, каторга,…

  • обязательно посади дерево, даже если завтра конец света

    "Мне много лет, и я думаю, конечно, о том, что скоро придётся уйти. Мы приходим из тайны и возвращаемся в тайну. Страшно ли мне? Не знаю. Нет, я…

  • о языке

    Сегодня День Рождения Осипа Мандельштама. Отец поэта был профессиональным перчаточником и купцом первой гильдии, мать – музыкантом.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • действие Бога в человеке

    9 февраля – 140 лет со дня смерти Фёдора Михайловича. Главным поворотом судьбы и творчества Достоевского стала, по всей видимости, каторга,…

  • обязательно посади дерево, даже если завтра конец света

    "Мне много лет, и я думаю, конечно, о том, что скоро придётся уйти. Мы приходим из тайны и возвращаемся в тайну. Страшно ли мне? Не знаю. Нет, я…

  • о языке

    Сегодня День Рождения Осипа Мандельштама. Отец поэта был профессиональным перчаточником и купцом первой гильдии, мать – музыкантом.…