* * *
- Я хочу денег.
- Сколько?
- Я хочу много денег, и чтобы они никогда не кончались. Миллионы миллионов. Нет, больше!..
- Зачем тебе столько денег?
Мальчик смотрит на меня непонимающе. Ну то есть как это – «зачем?»
- У меня всё будет. – говорит он. – Машина, дом, самолёт… обслуга!
Аудитория одобрительно шумит. «Пинджак с карманАми», в которых не кончаются купюры, это очень популярное желание у подростков.
- Хорошо, – говорю, – а последствия просчитать можешь?
- Какие последствия? – удивляется он.
- Понимаешь, в мире так всё устроено, что «ниоткуда» ничего не появляется. Если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Ну то есть эти деньги, поступившие к тебе в карман и на счёт, с чьих-то счетов немедленно списались. Печатный станок ради тебя заработать не может – иначе ты обрушишь всю банковскую систему. Получается, что эти деньги попадают к тебе незаконным путём, и ты становишься вне закона. Ну то есть мафией. – смеюсь я.
- О, я буду мафиози! – радуется подросток.
- Да тут уж не до смеха. – говорю я. – Всё время под дулом пистолета и вне закона. Тебе это надо?
- Но мне нужны деньги! – защищается подросток.
- Тут ещё вот какой момент… – говорю я. – Незаработанные деньги РАЗВРАЩАЮТ. Тебе уже не захочется учиться, что-то делать, искать себя – у тебя и так всё есть. Деньги, это стимул, но они не могут стать смыслом и целью.
- Ну то есть любая тыща от Золотой рыбки в моём кармане… – задумчиво протягивает подросток… ¬¬– Это исчезнувшая тыща из чьего-то кошелька. – заканчиваю я.
……
… - А я попрошу у Золотой рыбки, чтобы исполнялись любые мои желания!
- Так нельзя, она исполнит только три.
- Ну тогда я хочу стать президентом!
- Прямо так, сразу? – с сомнением в голосе говорю я. – Не выучившись, ничего не понимая в устройстве государства – сразу в президенты? Тогда подумай и просчитай, чем это всё может для тебя закончится.
- А чем?
- Ну думай, рассуждай. – отвечаю я.
……..
… - Я бы хотела, чтобы люди научились слышать язык Природы. Понимать её. Тогда они перестанут её уничтожать. – говорит Ю.
- Нет, я не хочу слышать, что думают деревья и животные! Тогда я перестану есть и умру от голода! – возмущается Г.
- Будешь есть рыбу, она молчит! И траву, ей тоже всё равно! И вообще всё, что растёт, а не смотрит на тебя живыми глазами! – отвечает Ю.
- Не хочу траву! И вообще я бы сказал этой рыбке: «никаких чудес, оставь всё, как было! И у всех этих «чудесатых» выбей из головы их глупости, иначе хана прогрессу!!»
- А зачем тебе этот прогресс? – тихо спросила Ю. – Разве он принёс хоть кому-то счастье?..
Мальчик пожал плечами и с досадой махнул рукой, закончив прения. Дети выжидающе смотрели на меня, кого я поддержу.
- Я бы тоже хотела, чтобы люди могли понимать природу и перестали убивать её… – медленно произнесла я и подошла к окну. – Идите сюда, смотрите.
За окном ветер поднимал вверх жёлтую осеннюю листву, листья срывались с деревьев и включались в общий танец, и это было чрезвычайно красиво и впечатляюще на фоне синего неба и ясного солнечного дня.
- Может быть, кто-нибудь хочет попробовать поймать ветер? – спросила я. – Или вернуть листья обратно на ветки? Или изменить ход времени и снова вернуть лето?..
……
- Я бы загадала желание, чтобы мама была счастлива.
- Счастье – понятие абстрактное, так как для каждого это что-то своё. – сказала я. – Для рыбки счастье, это лежать на дне и иногда скользить по волнам. Ты хочешь, чтобы твою маму немедленно унесло в море?
Девочка засмеялась и замотала головой.
- Тогда так. – сказала она. – Я хочу, чтобы мой отчим, от которого она так часто плачет, исчез из её жизни. А рядом с ней появился другой, любящий её человек.
- А ты точно знаешь, что мама хотела бы расстаться с твоим отчимом? – спросила я. – А если она любит его?
- Любит и плачет?
- Бывает и так. Там, где любовь, там есть и страдание. А вдруг ты своим желанием сделаешь что-то непоправимое? Желать за другого, это довольно опасная вещь.
Девочка подумала и кивнула.
- А могу ли я сделать мир добрее? – спросила она.
- Конечно. – ответила я. – Именно ты – можешь. Как и каждый из нас.
…....
… - А я бы отменил деньги вообще. – твёрдо сказал П. – От них столько зла и безумия. Попросил бы у рыбки, чтобы деньги исчезли.
- А ты уверен, что мир без денег будет добрее? – спросила я. – И возможно ли вообще сейчас всех вернуть к натуральному обмену, типа ты мне делаешь топор, а я иду на охоту? Да и вообще начнётся жуткий хаос… ведь деньги и законы не зря изобрели… Впрочем, можно представить, что будет…
Дети начинают фантазировать, что ожидает мир без денег и что будет, если отменить все законы. Картина вырисовывается довольно печальная.
- Ладно, – говорит П. – Тогда я бы уничтожил зло.
- И опять бы перепутал всю картину мира. – смеюсь я. – И на месте уничтоженного зла появится другое, возможно, ещё более злое.
- Ну тогда пусть мои родители живут вечно. – сказал П.
- Ой давай ты сначала у родителей узнаешь, хотят ли они жить вечно? – спросила я. – А то нажелаешь, пожалуй, и будет это для них вечной мукой.
- Ну тогда не знаю… – засмеялся П. – Но мне бы так хотелось сделать мир хоть немного счастливее.
……
Группа 8-10 лет желала в основном хороших оценок, съездить ещё раз в Сочи (этим летом все, в основном, ездили в Сочи), мира на Земле и прекращении всех войн. Повальное желание практически у половины группы – как-то нашептать своим родителям, что пора уже им родить кого-то ещё, братика или сестрёнку, а то вот так жизнь пройдёт, а ты и останешься тут, без сестры и без брата, ну сколько же можно.