А кто-то на Титаник не попал, кому-то не хватило билетов. И остался жив.
Я не знаю, когда человечество поймёт одну простую истину, что с точки зрения Космоса мы все едины. И что на полевом уровне мы все – одно целое. Не бросайте в меня камнями – да, вы – это часть меня, а я – это ваша часть. Каждый из нас Вселенная, вбирающая всех и всё. Каждый из нас и Каин, и Авель. И тысячелетняя история, и войны, и великие открытия. И да, мне жалко каждого. И больно, когда гибнут на Украине и в Сирии. И больно, когда падают самолёты. И почти невыносимо, когда погибают близкие по духу люди. Когда погибают те, кто делал эту планету лучше, кто призывал людей к милосердию.
Жалко ли мне убийц? – да, жалко – но лишь в том аспекте, что эти люди прожили свою жизнь, но так ничего и не поняли, встретили не тех людей на своём пути, поверили не тем пророкам. Жалко истраченного человеческого ресурса на ничтожные вещи. Жалко, что мир устроен так грубо и что человек так легко поддаётся низшим инстинктам. И что при другом раскладе этот человек мог бы стать чемпионом мотоспорта. Или скалолазом. Но он не стал, не смог, не понял, не увидел. И тому есть множество причин.
Мы привыкли судить, нам так легко судить, мы гордимся своим умом и проницательностью!.. Но вы готовы влезть в шкуру того, кого вы судите, прожить его жизнь, пройти весь его путь, понять миллион вещей, от которых зависел этот человек? Нет? Тогда не судите.
И если бы вы поступили вот так, а не так – то это ВЫ. С вашей жизнью и вашим опытом. И непременно бы нашлись люди, которые осудили бы вас и сказали, что вы поступаете неправильно. И это бесконечно.
Доктор Лиза не видела наших военных в Донецке, многие ей ставят это интервью в вину. А вы УВЕРЕНЫ, что она говорила эти слова, что ей их не приписали – вы ПРИСУТСТВОВАЛИ при этом интервью? А если даже она ответила именно так – вы уверены, что при другом ответе ей разрешили бы дальше спасать детей?
(На вопрос в и-нете «а зачем и куда она их везла», есть ответ у доктора Рошаля: «Из Донецка она привозила детей ко мне в клинику, мы тесно сотрудничали. Если нельзя было помочь на месте, она вывозила их лечить сюда». У доктора Лизы была только одна задача, и эта задача стояла ВНЕ политики. Но доктор и должен быть вне политики, а как же иначе?..)
Доктор Лиза не писала опровержений, не подавала в суд на защиту чести и достоинства, когда её чернили – ей было не до этого. Но разве это вы строили хосписы, перевязывали и кормили бомжей, мчались на пожары, летели вытаскивать детей с линии огня, независимо от того, чьи это дети, кто виноват и кто что скажет?.. И дай Бог, чтобы вас после смерти вспоминало столько людей с благодарностью за сделанное, за сказанное, за своё спасение.
Я знаю, что чужих детей не бывает, это я вам как учитель говорю. Периодически у нас поднимается эта тема на работе – кто из детей займёт первое место, своя команда или из какой-нибудь школы – это денежный вопрос. Но я отвечаю только одно: чужих детей не бывает. И я не смогу вот с этими работать лучше, чем вот с этими. Я буду со всеми работать одинаково, и отдавать всем столько, сколько могу. Но это очень частный пример, он обыденный, в нём нет ни риска, ни героизма. У Лизы был подход Вселенский – ЧУЖОГО ГОРЯ НЕ БЫВАЕТ. Христианский подход и самый человеческий. И если человеку больно, ему нужно ПОМОЧЬ.
И дело ведь не только в докторе Лизе… На самолёте летели НЕ ВРАГИ, а артисты, певцы и балерины 19-20 лет… Зачем их послали туда и в такое трагическое время – это вопрос к чиновникам, но не к ним.
…Зачем я это пишу?.. Да ведь я всё время об этом пишу, что все мы люди и цель наша – стремиться к взаимопониманию, несмотря на то, что творят политики и на растущую в обществе злобу. Вы, наверное, не поверите мне, но я знаю точно: зло имеет границы. Оно замыкается само на себе и уничтожает само себя. А вот любовь границ не имеет. И добро – безгранично. Мир балансирует всё время, и только любовь удерживает его от провала в чёрную бездну. Любовь и милосердие. И ведь это так понятно.