Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Category:

остаться в живых

Вчера дети мои, подростки, спрашивают:
-- А вот решите задачу. Вы – диспетчер, поезд остановить нельзя, на одном пути стоит пять человек, на другом один. Вы можете перевести поезд с одного пути на другой. Вот Вы куда его направите, где один человек, или где пять?
-- Вот уж увольте меня решать задачи с убийством в конце. – отвечаю я.
-- Ну это же не в реальности, а в воображении! – убеждают меня дети.
-- Ни в реальности, ни в воображении не хочу никого убивать. – говорю я. – Но если вы хотите экзистенций, то давайте я вам предложу задачу.
-- Давайте! – соглашаются подростки.

-- Предположим, мы все с вами летим на воздушном шаре. – начинаю моделировать ситуацию добрая я. – И тут наш шар начинает медленно падать. Мы уже выбросили провизию, все вещи. С земли к нам направили вертолёт, но мы не знаем, когда он прилетит и прилетит ли вообще, хоть и надежда есть. Связи у нас больше нет. Нужно решить, что делать – кто-то должен покинуть шар, иначе все погибнут. Что вы предлагаете?

Все молчат.

-- Ладно, – говорю. – Раз уж я самая старшая, первой с шара прыгаю я.
Дети одобрительно смотрят на меня, а потом друг на друга.
-- Вот именно. – говорю я. – Не расслабляйтесь. Через какое-то время шар опять начинает плыть вниз. Думайте, что делать.
Женя: – Ну, видимо мне нужно прыгать, как самой тяжёлой… – грустно говорит она. – Ладно, прощайте.

-- Вы летите ещё какое-то время, но шар опять начинает падать. – говорю я. – Решайте, кто следующий.

Больше добровольцев прыгать с шара не оказалось. Началось обсуждение.

-- Ну, так кого выбрасывать будете? – тороплю их я. – Рухнете ведь скоро, соображайте быстрей.
-- Может быть, давайте сначала скинем самых молчаливых? – задумчиво произносит М. – Они всё равно ничего не предлагают, молчат, будто им всё равно.
Две молчаливые девочки-рыбы с испугом и возмущением посмотрели на ребят, но ничего не сказали. («Вот точно, – их выбросят, а они и слова не скажут», – подумала я).

-- Жёстко. – говорю я. – Ладно, давайте дальше. Шар немного продержался и снова начал падать. Решайте, кто следующий.
-- Может быть, по принципу целесообразности решить этот вопрос? – спросила Арина.
-- Это как? – удивилась я.
-- Ну, по соображениям нужности.
-- Чегооо?.. – удивился М. – И КОГО ты предложишь выбросить первым? Кто тут самый ненужный? Я может быть??..

-- Не понимаю, чего ты возмущаешься. – вмешиваюсь я. – Ты только что по этому же принципу выкинул двух молчаливых девочек. А самому-то тебе, конечно, в этот список попадать неохота?.. Арина, ты действительно предлагаешь выкинуть М? Или кого-то другого?
Арина растеряно смотрит на ребят, затем произносит:
-- Нет, пожалуй, я ничего не предлагаю… Я не знаю… Я не хочу никого выбрасывать ни из каких принципов…

-- Предлагаю кинуть жребий. – твёрдо говорит Ксюша. – Это будет самое справедливое, пусть судьба решает.
Жребий предположительно выпадает на К.

-- Ладно, значит я следующий. – говорит К. – Но я не считаю это решение справедливым, потому что я не хочу умирать ни первым, ни последним.
-- Зато это рационально. – говорит Ксюша.
-- Дело в том, что умирать сам – не захочет никто. – говорю я. – Значит им нужно будет «помочь».

-- Выбрасывать насильно я не смогу. – говорит М.
-- Здрасьте. – говорю я. – Четыре человека УЖЕ того-самого.
-- Нет, ну Вы же САМИ спрыгнули! – отвечают дети.
-- Да, но с вашего молчаливого одобрения! – отвечаю я.— Я вас не осуждаю, это действительно моё решение. Но у вас был шанс его обсудить.
-- Ну если уж на то пошло, то после сорока, когда жизнь уже состоялась и есть дети, то умирать не страшно. – говорит Женя.
-- Прыгать в бездну с шара страшно в любом возрасте… – говорю я. – Даже когда уже есть и внуки и правнуки.
-- Ну это понятно… – кивают дети.

-- Я настаиваю на жребии. – твёрдо обозначает свою позицию Ксюша. – И если жребий выпадет на меня, я приму его.
-- А если ты останешься ПОСЛЕДНЕЙ?.. – задумчиво спрашивает Коля. – Да, тебя спасут, но ты сможешь после этого жить? Я, например, не смогу.
-- Да, но это будет оправданно! – защищается Ксюша. – Я смогу вернуться и сделать что-нибудь для человечества, например, усовершенствовать систему спасения.

-- А, так ты вернёшься спасать человечество? – спрашивает М. – Ну то есть пожертвуешь всеми нами, чтобы потом спасти всё человечество?.. Это просто какой-то социализм и тоталитаризм. Всех в расход ради идеи.
-- Ничего подобного! – парирует Ксюша. – Это простой рационализм. Лучше пусть выживет хотя бы один, чем погибнут все.

-- А кого ты предлагаешь выбросить с шара? – спрашиваю я. – Ну, исходя из своего рационализма?
-- Женю. – отвечает Ксюша.
-- Свою лучшую подругу?? – искренне удивляюсь я. – Но почему ты не предлагаешь СЕБЯ?
-- Потому что Женя уже предложила себя. – говорит Ксюша. – Ну то есть она готова собой пожертвовать. А я хочу принести пользу человечеству и остаться в живых.

-- А у нас есть возможность никого не выкидывать? – спрашивает Арина.
-- Наверное, есть... – отвечаю я. – Подумайте… Знаете, я читала, что в блокаду некоторые от голода начинали есть друг друга. А кто-то умирал, но не ел себе подобного. Тут важно, какой инстинкт в вас сработает.

-- Мы не хотим есть друг друга, лучше умереть. – говорят дети.
-- Тогда вам придётся погибнуть всем вместе. – отвечаю я. – Ну, то есть у вас два пути на самом деле: 1. жребий и выбрасывать друзей по-одному. 2 никого не выбрасывать и продержаться столько, сколько выдержит шар. И разбиться всем хором.

-- Тогда я за хором. – говорит Коля. – Жертвовать собой я не хочу. Жертвовать другими – не смогу. Если все умрут, а я останусь – я не смогу дальше жить, меня совесть замучает. Поэтому я выбираю всем вместе.

-- Вот это и есть ваш коммунизм – социализм. – говорит Ксюша.
-- Нет, это человечность и гуманизм. – говорю я.
-- Это ТУПИК! – говорит Ксюша. – Это НЕ РАЦИОНАЛЬНО. Нужно, чтобы выжил хоть кто-то.
-- Давайте голосовать. – предлагаю я. – Кто за то, чтобы никого не сбрасывать и погибнуть вместе, оставшись нерациональными людьми?

-- Мы за. – сказали дети. – Уж лучше вместе.
-- Я подчинюсь мнению большинства. – сказал М. – Я в растерянности, я не хочу никого скидывать насильно.
-- Я против. – сказала Ксюша. – Я за то, чтобы выжил хоть кто-то.
-- А я не хочу быть этим кем-то. – сказал Коля. – Я не хочу спасать человечество, перед этим угробив другую часть человечества.
-- Я тоже не смогу после этого жить. – сказал М. – Я ничью судьбу решать не буду даже с помощью жребия. Я сяду в корзине и закрою лицо руками. И всё. Вот мои действия.
И все притихли и стали смотреть в стол, как будто действительно летят над землёй и скоро разобьются.
-- Ну и ладно. – сказал Коля. – Зато людьми останемся.

Две девочки-рыбы молча кивнули. Они тоже проголосовали за «все вместе». Арина закрыла глаза.

-- Ну и глупо. – заключила Ксюша. – Вообще ГЛУПО. А ведь мог выжить хоть КТО-ТО.
-- Да ну, – махнула рукой Женя, широко улыбнувшись. – Зато полетали напоследок!..

Все засмеялись.

– Ладно, пойдёмте пить чай и репетировать. – говорю я. – Времени-то вон сколько уже...


Tags: дети, жизнь и смерть, работа, учительское
Subscribe

  • про чудеса

    пишет Евгений Ройзман: "Сижу на приёме, заходит девчонка, Катя зовут, а с ней сынок маленький, Егор. Светлый такой, весёлый, ему всё…

  • То, чего мы не знаем, продолжает влиять на нас

    Этот текст написал Владимир Яковлев – сын Егора Яковлева, редактора «Московских новостей» в годы перестройки. Сейчас он живёт в…

  • Чулпан Хаматова

    За последние годы резко увеличился отток наших граждан в другие страны. Уезжают учёные, уезжает молодёжь, уезжает творческая интеллигенция... На…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments