-- А вот решите задачу. Вы – диспетчер, поезд остановить нельзя, на одном пути стоит пять человек, на другом один. Вы можете перевести поезд с одного пути на другой. Вот Вы куда его направите, где один человек, или где пять?
-- Вот уж увольте меня решать задачи с убийством в конце. – отвечаю я.
-- Ну это же не в реальности, а в воображении! – убеждают меня дети.
-- Ни в реальности, ни в воображении не хочу никого убивать. – говорю я. – Но если вы хотите экзистенций, то давайте я вам предложу задачу.
-- Давайте! – соглашаются подростки.
-- Предположим, мы все с вами летим на воздушном шаре. – начинаю моделировать ситуацию добрая я. – И тут наш шар начинает медленно падать. Мы уже выбросили провизию, все вещи. С земли к нам направили вертолёт, но мы не знаем, когда он прилетит и прилетит ли вообще, хоть и надежда есть. Связи у нас больше нет. Нужно решить, что делать – кто-то должен покинуть шар, иначе все погибнут. Что вы предлагаете?
Все молчат.
-- Ладно, – говорю. – Раз уж я самая старшая, первой с шара прыгаю я.
Дети одобрительно смотрят на меня, а потом друг на друга.
-- Вот именно. – говорю я. – Не расслабляйтесь. Через какое-то время шар опять начинает плыть вниз. Думайте, что делать.
Женя: – Ну, видимо мне нужно прыгать, как самой тяжёлой… – грустно говорит она. – Ладно, прощайте.
-- Вы летите ещё какое-то время, но шар опять начинает падать. – говорю я. – Решайте, кто следующий.
Больше добровольцев прыгать с шара не оказалось. Началось обсуждение.
-- Ну, так кого выбрасывать будете? – тороплю их я. – Рухнете ведь скоро, соображайте быстрей.
-- Может быть, давайте сначала скинем самых молчаливых? – задумчиво произносит М. – Они всё равно ничего не предлагают, молчат, будто им всё равно.
Две молчаливые девочки-рыбы с испугом и возмущением посмотрели на ребят, но ничего не сказали. («Вот точно, – их выбросят, а они и слова не скажут», – подумала я).
-- Жёстко. – говорю я. – Ладно, давайте дальше. Шар немного продержался и снова начал падать. Решайте, кто следующий.
-- Может быть, по принципу целесообразности решить этот вопрос? – спросила Арина.
-- Это как? – удивилась я.
-- Ну, по соображениям нужности.
-- Чегооо?.. – удивился М. – И КОГО ты предложишь выбросить первым? Кто тут самый ненужный? Я может быть??..
-- Не понимаю, чего ты возмущаешься. – вмешиваюсь я. – Ты только что по этому же принципу выкинул двух молчаливых девочек. А самому-то тебе, конечно, в этот список попадать неохота?.. Арина, ты действительно предлагаешь выкинуть М? Или кого-то другого?
Арина растеряно смотрит на ребят, затем произносит:
-- Нет, пожалуй, я ничего не предлагаю… Я не знаю… Я не хочу никого выбрасывать ни из каких принципов…
-- Предлагаю кинуть жребий. – твёрдо говорит Ксюша. – Это будет самое справедливое, пусть судьба решает.
Жребий предположительно выпадает на К.
-- Ладно, значит я следующий. – говорит К. – Но я не считаю это решение справедливым, потому что я не хочу умирать ни первым, ни последним.
-- Зато это рационально. – говорит Ксюша.
-- Дело в том, что умирать сам – не захочет никто. – говорю я. – Значит им нужно будет «помочь».
-- Выбрасывать насильно я не смогу. – говорит М.
-- Здрасьте. – говорю я. – Четыре человека УЖЕ того-самого.
-- Нет, ну Вы же САМИ спрыгнули! – отвечают дети.
-- Да, но с вашего молчаливого одобрения! – отвечаю я.— Я вас не осуждаю, это действительно моё решение. Но у вас был шанс его обсудить.
-- Ну если уж на то пошло, то после сорока, когда жизнь уже состоялась и есть дети, то умирать не страшно. – говорит Женя.
-- Прыгать в бездну с шара страшно в любом возрасте… – говорю я. – Даже когда уже есть и внуки и правнуки.
-- Ну это понятно… – кивают дети.
-- Я настаиваю на жребии. – твёрдо обозначает свою позицию Ксюша. – И если жребий выпадет на меня, я приму его.
-- А если ты останешься ПОСЛЕДНЕЙ?.. – задумчиво спрашивает Коля. – Да, тебя спасут, но ты сможешь после этого жить? Я, например, не смогу.
-- Да, но это будет оправданно! – защищается Ксюша. – Я смогу вернуться и сделать что-нибудь для человечества, например, усовершенствовать систему спасения.
-- А, так ты вернёшься спасать человечество? – спрашивает М. – Ну то есть пожертвуешь всеми нами, чтобы потом спасти всё человечество?.. Это просто какой-то социализм и тоталитаризм. Всех в расход ради идеи.
-- Ничего подобного! – парирует Ксюша. – Это простой рационализм. Лучше пусть выживет хотя бы один, чем погибнут все.
-- А кого ты предлагаешь выбросить с шара? – спрашиваю я. – Ну, исходя из своего рационализма?
-- Женю. – отвечает Ксюша.
-- Свою лучшую подругу?? – искренне удивляюсь я. – Но почему ты не предлагаешь СЕБЯ?
-- Потому что Женя уже предложила себя. – говорит Ксюша. – Ну то есть она готова собой пожертвовать. А я хочу принести пользу человечеству и остаться в живых.
-- А у нас есть возможность никого не выкидывать? – спрашивает Арина.
-- Наверное, есть... – отвечаю я. – Подумайте… Знаете, я читала, что в блокаду некоторые от голода начинали есть друг друга. А кто-то умирал, но не ел себе подобного. Тут важно, какой инстинкт в вас сработает.
-- Мы не хотим есть друг друга, лучше умереть. – говорят дети.
-- Тогда вам придётся погибнуть всем вместе. – отвечаю я. – Ну, то есть у вас два пути на самом деле: 1. жребий и выбрасывать друзей по-одному. 2 никого не выбрасывать и продержаться столько, сколько выдержит шар. И разбиться всем хором.
-- Тогда я за хором. – говорит Коля. – Жертвовать собой я не хочу. Жертвовать другими – не смогу. Если все умрут, а я останусь – я не смогу дальше жить, меня совесть замучает. Поэтому я выбираю всем вместе.
-- Вот это и есть ваш коммунизм – социализм. – говорит Ксюша.
-- Нет, это человечность и гуманизм. – говорю я.
-- Это ТУПИК! – говорит Ксюша. – Это НЕ РАЦИОНАЛЬНО. Нужно, чтобы выжил хоть кто-то.
-- Давайте голосовать. – предлагаю я. – Кто за то, чтобы никого не сбрасывать и погибнуть вместе, оставшись нерациональными людьми?
-- Мы за. – сказали дети. – Уж лучше вместе.
-- Я подчинюсь мнению большинства. – сказал М. – Я в растерянности, я не хочу никого скидывать насильно.
-- Я против. – сказала Ксюша. – Я за то, чтобы выжил хоть кто-то.
-- А я не хочу быть этим кем-то. – сказал Коля. – Я не хочу спасать человечество, перед этим угробив другую часть человечества.
-- Я тоже не смогу после этого жить. – сказал М. – Я ничью судьбу решать не буду даже с помощью жребия. Я сяду в корзине и закрою лицо руками. И всё. Вот мои действия.
И все притихли и стали смотреть в стол, как будто действительно летят над землёй и скоро разобьются.
-- Ну и ладно. – сказал Коля. – Зато людьми останемся.
Две девочки-рыбы молча кивнули. Они тоже проголосовали за «все вместе». Арина закрыла глаза.
-- Ну и глупо. – заключила Ксюша. – Вообще ГЛУПО. А ведь мог выжить хоть КТО-ТО.
-- Да ну, – махнула рукой Женя, широко улыбнувшись. – Зато полетали напоследок!..
Все засмеялись.
– Ладно, пойдёмте пить чай и репетировать. – говорю я. – Времени-то вон сколько уже...