Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

ответы

Друзья, спасибо за вопросы, мне было с вами очень интересно :)
Вопросов много – большинство из них задано мне на фейсбуке, а так же ваши, что были заданы мне здесь, в Живом Журнале.
Не каждый ответ короткий – поэтому получилось длинно. Если не хочется читать все ответы, то можно просто найти свой вопрос. Начну с первого, который был задан:


Почему люди в Иваново, учителя, не бастуют за повышение зарплаты?

Ответов несколько и они простые: потому что 1) учителя – это в основном пожилые люди, идти «на баррикады» у них нет сил и здоровья 2) не верят, что это даст результат 3) не хотят терять работу в депрессивной области, где с работой напряг 4) не выйдешь на работу день-два, ученики ошалеют окончательно и не будут учиться, а тебе их потом тянуть и сидеть допоздна в школе 5) инерция 25-е) вечная надежда русского человека на то, что всё исправится само и там, наверху, всё поймут и сделают правильно.

Что ты чувствуешь, когда твои стихи или песни звучат из других уст?

Ответ тоже на поверхности: если хорошо поют – радость, если плохо – нервничаю )

Если бы ты была министром культуры, что бы ты сделала в первую очередь?

От меня бы мало что зависело, это нужно менять всю политику, всё отношение к образованию и культуре. Накоплен огромный мировой опыт в этом вопросе. Но у нас СВОЙ ПУТЬ. И умом Россию не понять (с)

Как ты находишь художников для своих книг? (предполагаю ответ - они тебя сами находят :)

Никто меня не находит :) Художников к детским книгам находит издатель Тимур Белов ) А две первые книги оформляла моя подруга с юности Галка Ким, недавних «Лётчиков» – подруга дней моих суровых Чикина, а на прозу мне нашла художницу мой юный друг МашШабарова – замечательную Ксюшу Новикову, победительницу всяких конкурсов, модельера, дизайнера и оформителя (Иваново)

У тебя стихи на любой возраст... А когда ты их пишешь, то сразу понимаешь, на какую аудиторию они рассчитаны?

Нет. Мне кажется, что я для детей вообще не умею писать, я очень удивилась, когда узнала, что меня читают дети.
Но вообще, когда я пишу, для меня важно только одно – чтобы мне не было скучно )

Какая тема для тебя самая главная? А на какую тему ты не любишь писать (не только стихи)?

Есть две самые главные темы в жизни, это любовь и смерть. Вокруг этого всё и происходит, и не только у меня. А писать я люблю про что угодно, я про что угодно могу написать. А не люблю и не умею – на патриотические темы, вот тошнит сразу, и не возьмусь никогда, даже за деньги. Меня как-то про завод попросили написать – мне было трудно, но завод я воспела. Но теперь твёрдо могу сказать, что не люблю писать стихи про завод.

Мне кажется, что стихи у тебя рождаются на ходу – ты думаешь стихами. А когда ты начала писать их? А когда ты поняла, что ты – поэт?

Я этого до сих пор не поняла, мне кажется ) Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка. Я, в общем, до сих пор не очень знаю, кто я – но я в поиске )
Писать начала в 3 классе. Но я всегда знала, что Пушкин пишет лучше.  Я никогда не обольщалась насчёт себя :)

Что привело тебя в профессию учителя?

Случайно получилось. Я хотела писать пьесы и ставить спектакли, но после декрета двух детей меня позвали в педагоги ) Но вообще я из потомственной семьи учителей, это, видимо, судьба-с…

Какой вопрос ты бы задала себе сама?

Всё ли я делаю ТАК?.. Что мне нужно исправить в себе, куда двигаться. Достаточно ли я отдаю.

Куда бы Вы хотели съездить?

В Тибет.

Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки?

Ну это не для интервью вопрос...
Тут надо разбираться прицельно и коротко не ответишь. Но, по моим наблюдениям, затянувшийся инфантилизм у подростка (нежелание брать на себя ответственность, «сойдёт и так», соврать, чтоб не ругали) – как правило результат того, что в раннем детстве активные взрослые (взрослый) брали за него на себя всю ответственность, не заставляли доводить ребёнка начатое дело до конца, доделывали за него сами, потому что так легче. На подсознании ребёнка откладывается, что ему всё сойдёт с рук. И потом, в подростках, и дальше – он всегда подсознательно готов увильнуть от ответственности. Но вообще причин может быть не одна, разговор вслепую довольно труден. И, прежде чем задаваться вопросом "как?" нужно ответить на вопрос, откуда это взялось, почему. И к каждому ребёнку свой подход опять же, нет общего решения для всех. Иногда нужно начинать исправлять ребёнка с работы над собой. Мы все не идеальны.

Как научить взрослого человека быть оптимистом?

Не знаю, можно ли переделать сформировавшегося уже человека ) Нужно искать причину уныния. Но вообще меланхолика перевоспитать… Это же определённый психологический тип, темперамент. Знаю только одно: от всего может вылечить и избавить любовь. Но научиться любить не так просто. Но возможно. Уныние появляется или от безделья, или от недостатка любви в душе.

Когда у меня всё валится из рук, я вспоминаю, что с точки зрения космоса мы живём на земле всего 11 секунд. Я говорю себе, что мне отпущено слишком мало времени, чтобы тратить его на уныние. Но всю свою печаль и скорбь я могу выразить в словах, в текстах – как умею, как чувствую. Но во внешней жизни, в реальности – я редко падаю духом. Просто есть два человека – внутренний и внешний. И они друг друга балансируют.

Как вобрать детей в себя, чтобы всю жизнь не забывать быть ребёнком?

Юмор, игра :) Внутри мы все – дети. Пугливые, наивные, страдающие – и в то же время подвижные, любопытные, мир для которых – игра и калейдоскоп. Другое дело, что не все дети в детстве были детьми – у меня были такие серьёзные подростки-старшеклассники, что хоть стреляйся. Я их очень долго «раскачивала», тут может помочь только творчество. Творческий процесс – это всегда – из детства.
И ещё – не относиться к себе слишком серьёзно. Я над собой всё время подтруниваю, если честно )

Маша, писала ли ты днём, когда твои дети были маленькими?

Ночью в основном. А днём – это только если вместе с ними, когда мы сочиняли что-нибудь совместное и иногда на ходу. Даже помню такой стишок, сочинённый «на ходу»: «Видишь, дочка, всё в порядке, каша есть, есть молоко. И укроп торчит из грядки, хоть до грядки далеко. И сестра твоя Алиса просит хлеба за двоих… Мне не до твоих капризов – видишь, мама пишет стих» ну и т.д. Или песня такая была:
Я не сдамся этим детям,
я не сдохну в этом быте,
я не рухну на паркете,
не запнусь об удлинитель!» ........
Давно это было. И довольно трудно, это правда )

Чувствуете ли вы себя ребенком, хотя бы иногда?

Очень часто. Особенно перед неразрешимыми вопросами. Потому что я ломаю голову, а потом, сломав, хочу спрятаться куда-нибудь, хочу, чтобы меня поскорее кто-нибудь защитил, забрал отсюда, решил все проблемы. Но так не бывает. Я могу поплакать и очень сильно погрустить, но этого никто не увидит. Или мне это только кажется, что я спряталась – а на самом-то деле взрослые в доме прекрасно видят, чья нога торчит из-под кровати.

Хочется узнать, кто наиболее близок и кто Ваш антипод в авторской песне. Может быть, кто-то из "великих" повлиял на Вас в детстве? Кого из представителей жанра Вы могли бы выделить на сегодняшний день и почему? Есть ли кто-то из этих людей, чье творчество привлекает, но пока не получается понять и ощутить.

– Моей колыбельной была «Песня о Лёньке Королёве», мама мне пела в детстве Окуджаву, на нём я и выросла. Про антипода не знаю, никогда не задумывалась над этим. Представители жанра мне очень многие нравятся, долго перечислять, у меня немало пишущих друзей, я всех их слушаю с интересом и часто в восхищении. А пока не получается у меня понять и ощутить Джеймса Джойса например :) А из представителей жанра я всех, как мне кажется, понимаю и ощущаю. Но я многих не знаю, конечно – я не очень слежу за представителями жанра, времени просто не хватает.

В чём смысл жизни?

Научиться танцевать под дождём :)

Первый вопрос, уважаемая Мария, а читают ли ваши стихи и прозу ваши дочери, что думают о вашем творчестве, обсуждаете ли вы с ними новые вещи или для них вы -только мама, а чем мама занимается не особенно интересно?

Когда дети были маленькие, красной нитью была фраза: «Мама, не пой!!» Теперь они со смехом вспоминают это. Где-то до подросткового возраста они не понимали и не воспринимали то, чем я занимаюсь. Я не настаивала ни на чём – всему своё время. Потом сами начали что-то писать, советоваться. Стали слушать песни. А сейчас стараются не пропускать моих концертов. Алиса даже когда-то создала в Контакте мой фан-клуб без моего ведома) И написала там «Это самый крутой человек, которого я встречала в этой жизни». И много всяких слов и фотографий. Я смеялась, это было прикольно :) Но дети и сейчас считают свою мать лучшей и самой крутой ))

И вопрос издалека. Когда пушкиноведы посчитали, сколько написал Пушкин за Болдинскую осень, то выяснилось, что только на переписку от руки (не говорю уж -пером) ушло полгода. То есть он, по идее, не спал, не ел, и,кстати, не сочинял (ведь сочинить - это время и основное, а тут ощущение,что строчил и не останавливался -а слова кто-то диктовал). Но это не вопрос, просто справка...И великая загадка. А вопрос, сколько ты спишь? Судя по работе -с полной выкладкой и творческому процессу неостановимому - у тебя и времени на сон не должно оставаться...

Я мало сплю и по утрам мучаюсь головной болью уже много лет. Но я уже привыкла. Самое тяжёлое, это идти на работу утром (а у меня в воскресенье именно так) – потому что моё утро всегда «туманное» и «седое». Я медленно прихожу в себя. И ругаю себя за то, что мало успеваю и всё делаю очень медленно.

Что такое любовь?

Отдача. И смысл.

Как жить дальше?

Учиться любить.

Ваше жызненное кредо?

Не навреди :)

У меня такой вопрос: вы читаете своим ученикам ваши стихи? Если да, то как они реагируют на них?

Если только смешные ) Реагируют весело. Пишу для них и про них всё время на выпускной, они радуются. Пишу для них сказки в стихах, они в них играют. А серьёзными текстами не гружу, да и вообще не рассказываю им про это особо. Если кто-то заинтересуется, то берёт на полке книгу мою почитать, было и такое.

Я бы спросила, как пишутся стихи: начинается со слова или с рифмы или с идеи, долго ли обкатывается и есть ли любимые стихи, и какие? И каких современных поэтов стоит почитать? И вдохновляет ли педагогический труд (хотя знаю, что вдохновляет, за исключением бюрократической части)

Начинается с эмоции ) Любой творческий процесс начинается с эмоции – ты увидел нищего с протянутой рукой, и рядом облетевшее дерево с голыми протянутыми ветками – и это уже и картина, и драматургия, и сюжет для стиха, а, может, и ноты. Меня многое пронзает, я очень сочувствующий человек с детства. Поэтому во мне всё время звучат какие-то строчки или музыка. Музыка, стихи – это инструмент познания мира. Я пытаюсь понять мир и передать своё понимание так или так – хоть через сказку, хоть через песню.

Про поэтов и кого почитать, не знаю, что сказать – это ведь дело вкуса. Я иногда выхожу на поэтические страницы в том же Контакте, куда люди скидывают любимые стихи, и читаю всё подряд. И есть вещи, которые мне очень нравятся. Многие молодые сейчас вообще пишут просто офигенно. Но я люблю и молодых, и не очень, и то, что пишут мои друзья. И классиков. И космического Бродского, конечно.

Я бы спросила про любимое место в городе и почему, например)

Я люблю дворы, старые дворы, где осталось ещё живое. Я люблю всё живое, я совершенно не урбанистический человек.

Насколько Вы в нынешних реалиях ощущаете себя (если ощущаете) внутренним эмигрантом и(или) бойцом? пропорции? необходимость, нужность, надобность этих ощущений?

Ни тем ни тем. Я ощущаю себя частью этого мира, очень небольшой частью. И я понимаю, что мне нужно удержаться. Но иногда я не знаю, как.

Я бы спросила, нужен ли вам повод, чтобы написать стихи, или они сами рождаются, когда им "приспичит".

Это случайно и внезапно и может быть из ничего. А иногда – результат очень долгих размышлений, страданий и работы над собой.

Еще я спросила бы, правите ли вы стихи или пишете набело, как слышите, как сверху диктуют.

Не знаю, кому диктуют, может, кому-то и диктуют ) Набело бывает, когда попадаешь в нужный поток, состояние, когда всё происходит спонтанно. В этом случае я часто пишу «в строчку», как письмо. Ну то есть я просто говорю – ну когда люди пишут письмо или что-то хотят рассказать, разве им это кто-то диктует? Здесь то же самое, только получается в рифму. Но о рифме я зачастую не задумываюсь – просто разговор получается именно такой.

И еще - читаете ли вы (поете) свои стихи вашим ученикам? Понятно, что не малышам, взрослым?

Нет, не пою – у нас время ограничено на уроках. Но они мне иногда поют )

Мне почему-то то кажется, что вы начали писать стихи в детстве. Скажите, сохранились ли какие-то то черновики, первые рифмы, строчки. Ваша мама может быть сберегла как память. Предчувствовала ли она, что вы станете поэтом? Любит ли она ваше творчество?

Мама, конечно, всё читает и очень любит, что я пишу, даже если в силу возраста не всё понимает )
Мама с детства рассказывала мне о великих людях, благодаря этим рассказам я в 9 лет начала вести дневник – как Толстой, Достоевский и Ленин. Мама очень мучилась со мной в начальной школе, потому что я совершенно ничего не могла понять в математике, даже в самых элементарных примерах. Как-то она в сердцах бабушке сказала: «Она или идиотка, или гений». И я потом очень долго думала над этой фразой. Но гением был Ленин и ещё Пушкин. А идиотом вот этот, который храм пожёг – Герострат. И я поняла, что я ни то, ни другое. Что я лётчик.

Первые стихи у мамы хранятся, конечно. Но они мне как-то мало интересны. Как-то мне одна моя старинная знакомая, которая давно живёт не в Иваново, призналась, что к ней много лет назад случайно попал мой первый самиздатовский сборник, раритет такой, и она его никому не отдаст. Я помню в ужас пришла тогда и попросила выбросить. Всё так наивно и беспомощно – зачем это хранить.

А мама – она вообще очень восхищённый человек. Хорошо помню, как они сидели с моим ныне покойным системным сыном Сашкой Непомнящим и подолгу говорили на разные философские темы. И оба друг от друга были в восхищении. Такая мама.

Я бы спросила, лишение чего Вам было бы хуже всего) из занятий)

Не знаю :) Не знаю. Мне будет плохо без всего – и без стихов, и без музыки, и без детей, и без театра и сказок. Но я понимаю, что в любой момент у меня это могут забрать, я могу лишиться этого слуха, разучиться «ловить». Но, значит, придётся принять и это. Научусь ткать тогда, глаза-то и руки у меня останутся. Пойду в садоводы, буду сажать деревья. Займусь флористикой, лепкой из глины – на свете так много всего интересного )

Спросил бы, как удаётся так часто и регулярно писать пронзительные стихи, не "исписываясь", но при этом не пользуясь никакими "стимуляторами" вроде алкоголя и не становясь пациентом психушки? И что же тогда позволяет жить, ТАК писать и при этом не "срываться" - неужели только работа с детьми поддерживает?

Нет, не только ) Люди, друзья мои любимые, вы все меня поддерживаете ) Лёгкий характер, юмор, самоирония. Не обидчивость. Я человек ранимый, но зла не помню совсем, очень быстро прощаю. И, конечно, молитва. Когда прям сильно трудно, я всё равно понимаю, что это испытание мне послано свыше.
……

И вот, слова Бродского ещё пришли на память: «Я часто думаю, насколько всё бессмысленно, за двумя-тремя исключениями: писать, слушать музыку и пытаться думать»
Я бы ещё добавила – заниматься детьми.


Tags: друзья, жизнь, разное
Subscribe

  • продолжение сказки

    (начало см. через пост ниже) С предложением продолжить сказку я обратилась к более старшей группе подростков. Прочитала им её и задала вопрос:…

  • в одном старом-старом доме...

    Группа 8-9 лет - А давайте сочиним сказку, в которой мы все потом сыграем! – просят дети. - Давайте. Только я тогда буду записывать, чтобы…

  • * * *

    Пишу новогоднюю сказку, практически написала уже. В стихах, конечно — дети так лучше воспринимают. ....Кощей хочет быть самым главным на земле…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • продолжение сказки

    (начало см. через пост ниже) С предложением продолжить сказку я обратилась к более старшей группе подростков. Прочитала им её и задала вопрос:…

  • в одном старом-старом доме...

    Группа 8-9 лет - А давайте сочиним сказку, в которой мы все потом сыграем! – просят дети. - Давайте. Только я тогда буду записывать, чтобы…

  • * * *

    Пишу новогоднюю сказку, практически написала уже. В стихах, конечно — дети так лучше воспринимают. ....Кощей хочет быть самым главным на земле…