Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Categories:

Д Р Раневской. Непревзойдённая



Фаня Фельдман (будущая великая Раневская) родилась в Таганроге, в довольно обеспеченной семье, отец её был владельцем фабрики, магазина и даже парохода. У неё была старшая сестра и два брата.

Раневская говорила, что не была счастлива в родительском доме, не общалась со сверстниками и не имела подруг. В детстве она была неуклюжей, застенчивой и заикалась. А когда её отдали в гимназию, она страдала так, что родители забрали её на домашнее обучение.

«Несчастной я стала в шесть лет. Гувернантка повела в приезжий зверинец. В маленькой комнате в клетке сидела худая лисица с человечьими глазами, рядом стояло корыто, в нем плавали два крошечных дельфина, вошли пьяные шумные оборванцы и стали тыкать палкой в дельфиний глаз, из которого брызнула кровь. Сейчас мне 76 лет. Все 70 лет я этим мучаюсь», – писала Раневская в 1972 году.


В 17 лет Раневская увидела «Вишнёвый сад» на сцене МХАТа и решила стать актрисой. Записалась в частную театральную студию и начала готовиться к поступлению. Родители были против такой карьеры дочери, и Раневская, поругавшись с ними, в 1915 году уехала в Москву… где её никуда не приняли. И тогда она поступила в частную театральную школу, но деньги быстро закончились, и ей пришлось оттуда уйти. Волей случая она познакомилась со знаменитой балериной Екатериной Гельцер, которая порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой и помогла начинающей актрисе пробиться в мир искусства: познакомила с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским, Качаловым.



В 1916 г. Раневская уезжает в Керчь, и вообще мотается по стране по разным театрам.
В 1917 семья Раневской эмигрирует во Францию, и все связи с родными на долгое время прервутся.

Возвращается Раневская в Москву только в 1931 году, где её принимают в труппу «Театра актёра», но затем она переходит в Камерный театр, а в 1935 году уходит в театр Красной Армии.

(«Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия» – писала Раневская)

В 1949 Раневская уходит в театр Моссовета, где ей дали сыграть эпизод в пьесе «Шторм». Роль она переписала полностью под себя, но своей игрой так затмила всех остальных артистов, что её лишили роли.


("чё грите?..")

В 1955 актриса переходит работать в театр Пушкина, который раньше был Камерным. Здесь она проработала до 1963 года.

Слава к Раневской пришла прежде всего через кино – в 1934 году она сыграла роль госпожи Луазо в фильме «Пышка», Ромену Ролану так понравился фильм и Раневская, что его показали во Франции.
А в 1939 выходит «Подкидыш» – фраза Раневской «Муля, не нервируй меня» стала одной из самых популярных в нашей стране.

А в 1947 году выходит фильм «Золушка» – прекрасновечный и любимый всеми вот уже сколько лет.

«Там была еще такая сцена, я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»
(Фразу «Эх, королевство маловато… Развернуться негде!..» народ цитирует до сих пор)



Тогда же, в 1947 – Раневская играет незабвенную Маргариту Львовну в фильме «Весна». По роли она должна была всего лишь подавать завтрак своей знаменитой племяннице. В итоге эпизодическая роль опять же стала одной из самых запоминающихся в советском кинематографе.

Раневская сыграла не очень много ролей в кино, но практически каждая была выдающейся.
В театре она сыграла, практически, только одну главную роль в спектакле «Дальше – тишина…» в театре Моссовета (реж.Эфрос), партнёром её был Р. Плятт.

Ну и, понятно, все помнят мультфильм «Карлсон» и её Фрекен Бок.



Что касается личной жизни, то сама она рассказывала, что однажды хотела выйти замуж, влюбившись в одного актёра и пригласив его к себе домой. Раневская нарядилась и накрыла стол, тем более он и сам хотел прийти к ней. И он пришёл – пьяный и с женщиной. И с тех пор Раневская поставила крест на своей личной жизни.

В 60-х годах сестра Раневской, похоронив мужа, решила переехать в Советский Союз, актриса с радостью приняла её, несколько лет жила вместе с сестрой и не чувствовала себя одинокой. Но через какое-то время у Беллы обнаружили рак, Раневская водила сестру по лучшим врачам и очень заботилась о ней. Похоронила она Беллу в 1964 году.

Играть в театре Раневская перестала за год до своей смерти, она умерла 19 июля 1984 года от перенесённых инфаркта и пневмонии, не дожив один месяц до 88 лет.

Раневская с такой обострённой жалостью относилась ко всему живому, что в конечном итоге пришла к вегетарианству. «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело... Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».

Масштаб личности Раневской, её талант не вписывался ни в какие условности и человеческие рамки. Её всегда было БОЛЬШЕ, она всегда была ЯРЧЕ, она всегда чувствовала ОСТРЕЕ. Возможно, трагедия великих людей именно в этом – мир для них слишком тесен и им слишком от всего больно, хоть и великодушие их не имеет границ.

«Если бы на всей планете страдал хоть один человек, хоть одно животное, — и тогда я была бы несчастной, как и теперь».
Раневская.



• Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, – требует капризная молодая актриса. – Всё будет настоящим, – успокаивает её Раневская. – Всё: и жемчуг в первом действии, и яд – в последнем.

• Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

• – Как ваша жизнь, Фаина Георгиевна? – Я вам ещё в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик.

• Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.
– Поднимите меня! – попросила Раневская. – Народные артистки на дороге не валяются...

• Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким...

• Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!

• Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.

• Одиночество – это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

• Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.

• Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе – зло, ты ему – конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

• Жизнь моя… Прожила около, всё не удавалось. Как рыжий у ковра.

• Талант – это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

• Если ты ждёшь, что кто-то примет тебя "таким, как ты есть", то ты просто ленивое мудло. Потому что, как правило, "такой, как есть" - зрелище печальное. Меняйся, скотина. Работай над собой. Или сдохни в одиночестве.

• Почему все дуры такие женщины?

• Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я всё живу. Бирман — и та умерла, а уж от неё я этого никак не ожидала.

• Это не театр, а дачный сортир. В нынешний театр я хожу так, как в молодости шла на аборт, а в старости рвать зубы. Ведь знаете, как будто бы Станиславский не рождался. Они удивляются, зачем я каждый раз играю по-новому.

• Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо…И в театре тоже. Кладбище несыгранных ролей. Все мои лучшие роли сыграли мужчины.

• После спектакля Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения — подношения поклонников её игры — и печально замечала: — Как много любви, а в аптеку сходить некому.

• Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

• Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь перед финишем понимаю ясно, что всё пустое. Нужна только доброта и сострадание.

Tags: ДР, вечное, жизнь великих
Subscribe

  • Про Кикимору, морковку и вооот таких зверей

    <> Семи-восьмилетки вчера сочинили сказку. Излагаю. Покуда Леший был на карантине, в лесу творилось непонятно что. Особенно отличилась…

  • Вечные вопросы

    Падает камень на кувшин — горе кувшину, падает кувшин на камень — горе кувшину; так или иначе, всегда горе кувшину. Талмуд Карл Маркс…

  • бумаги и педагоги

    Сижу в бумагах. В справках, правках, заявлениях и подтверждениях. Четвёртые сутки пылают станицы. В очередной раз нужно подтвердить, что ты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments