Мария Махова (mahavam) wrote,
Мария Махова
mahavam

Category:

главная мысль

Дети 8-9 лет. Фрагмент занятия.

– Скажите, о чём сказка «Красная шапочка»?
– Ну как одна девочка… у неё была мама… и бабушка… и вот девочка пошла к бабушке…
– Стоп. – говорю я. – Это вы мне содержание сказки пересказываете. Я вас не спрашиваю, про что эта сказка. Я вас спрашиваю, о чём она? Какая в ней главная мысль? Попробуйте сформулировать одной фразой.
Маша: – Не доверяй незнакомым людям!
Поля: – Думай, что говоришь!
Саша (коротко): – Не болтай.
– Годится. – говорю я. – А Буратино?

– Нужно слушаться родителей!
– Не делай ничего без разрешения! – выкрикивают дети.
– Ну вот, приехали. – говорю я. – Родителей, конечно, нужно слушаться. Но была бы сказка, если бы Буратино слушался папу Карло?
– Нет! – отвечают дети.
– Представьте, – говорю я, – что Буратино – это очень последовательный и правильный деревянный мальчик. Предложите дальнейший сюжет.
– Ну он бы пошёл в школу… хорошо бы учился, и…
– …умер бы за партой. – продолжила я. – От скуки. Другой ход?
– Он стал помощником папы Карло, много трудился, и…
– …умер у печки. От тоски. – развожу я руками.
Дети засмеялись.
– Но я не об этом. А о том, что если бы Буратино не сбежал из дома и не ослушался папы Карло, то он никогда бы не нашёл таких друзей, не нашёл бы своей дороги, и – самое главное – не раскрыл бы тайну Золотого ключика. И не подарил бы папе Карло свой театр и счастливую старость. Ну так и о чём же эта сказка?
– О поисках своего пути. – задумчиво ответил Саша.
Остальные согласились.
– Мария Юрьевна, а «Золушка»?..
Я задумалась.
– О злой мачехе и доброй девушке! – воскликнула Поля.
– Это не главная мысль. – отвечаю я.
– О потерявшейся туфельке? – предположила Аня.
– И что? – спросила я. – Выходит, что главная мысль – не теряйте обувь?..
Дети засмеялись.
– О любви. – сказал Саша.
– О любви, да. Но какая главная мысль?
Дети затупили. Надо сказать, что я на их месте тоже бы затупила. Да, в общем, и затупила – у меня же нет готового ответа на любой вопрос, это же не математика. Здесь ответ приходит в итоге размышлений.
– Хорошо. – говорю. – А «Карлсон»?
– Ну там всё просто! – воскликнула Поля, для которой всегда всё просто. – Зло будет наказано!
– А где там зло? – удивилась я.
– Ну, Фрекен Бок.
– Ну и как же её наказали? И не такое уж она и зло, просто не очень умная. И Карлсона полюбила в итоге.
– О дружбе тогда.
– Ну то есть Карлсон хороший был друг?
– Ну не всегда…
– Ну и?
– Но друзьям нужно верить и всё прощать!
– Соглашусь… и ещё – об умении ждать. И, конечно, прощать. И об одиночестве ещё… Но эта тем вам не близка слава Богу.
Мы сделали несколько упражнений, затем я вернулась к прежней теме:
– Ну и что там с «Золушкой»-то? О чём сказка?
– О том, что нужно выбирать человека не по красивому платью, а по доброй душе. – ответили дети.
– Ну, видимо, так и есть. – удовлетворённо кивнула я и объявила перемену.

Tags: дети, работа, учительское
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Система образования, «Трезориум», и где взять счастливых людей

    Я часто об этом думала. Наверное, с тех самых пор, когда начала учиться в школе: есть ли на свете такие школы, думала я, в которых хотелось бы…

  • встреча

    "В страшном каунасском гетто 28 октября 1941-го года расстреляли около десяти тысяч евреев. А однажды за один день фашисты убили всех детей.…

  • бегом от таблеток

    Врач-кардиолог академик Николай Михайлович Амосов, автор новаторских методик в кардиологии и системного подхода к здоровью («метод ограничений…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments