– Скажите, о чём сказка «Красная шапочка»?
– Ну как одна девочка… у неё была мама… и бабушка… и вот девочка пошла к бабушке…
– Стоп. – говорю я. – Это вы мне содержание сказки пересказываете. Я вас не спрашиваю, про что эта сказка. Я вас спрашиваю, о чём она? Какая в ней главная мысль? Попробуйте сформулировать одной фразой.
Маша: – Не доверяй незнакомым людям!
Поля: – Думай, что говоришь!
Саша (коротко): – Не болтай.
– Годится. – говорю я. – А Буратино?
– Нужно слушаться родителей!
– Не делай ничего без разрешения! – выкрикивают дети.
– Ну вот, приехали. – говорю я. – Родителей, конечно, нужно слушаться. Но была бы сказка, если бы Буратино слушался папу Карло?
– Нет! – отвечают дети.
– Представьте, – говорю я, – что Буратино – это очень последовательный и правильный деревянный мальчик. Предложите дальнейший сюжет.
– Ну он бы пошёл в школу… хорошо бы учился, и…
– …умер бы за партой. – продолжила я. – От скуки. Другой ход?
– Он стал помощником папы Карло, много трудился, и…
– …умер у печки. От тоски. – развожу я руками.
Дети засмеялись.
– Но я не об этом. А о том, что если бы Буратино не сбежал из дома и не ослушался папы Карло, то он никогда бы не нашёл таких друзей, не нашёл бы своей дороги, и – самое главное – не раскрыл бы тайну Золотого ключика. И не подарил бы папе Карло свой театр и счастливую старость. Ну так и о чём же эта сказка?
– О поисках своего пути. – задумчиво ответил Саша.
Остальные согласились.
– Мария Юрьевна, а «Золушка»?..
Я задумалась.
– О злой мачехе и доброй девушке! – воскликнула Поля.
– Это не главная мысль. – отвечаю я.
– О потерявшейся туфельке? – предположила Аня.
– И что? – спросила я. – Выходит, что главная мысль – не теряйте обувь?..
Дети засмеялись.
– О любви. – сказал Саша.
– О любви, да. Но какая главная мысль?
Дети затупили. Надо сказать, что я на их месте тоже бы затупила. Да, в общем, и затупила – у меня же нет готового ответа на любой вопрос, это же не математика. Здесь ответ приходит в итоге размышлений.
– Хорошо. – говорю. – А «Карлсон»?
– Ну там всё просто! – воскликнула Поля, для которой всегда всё просто. – Зло будет наказано!
– А где там зло? – удивилась я.
– Ну, Фрекен Бок.
– Ну и как же её наказали? И не такое уж она и зло, просто не очень умная. И Карлсона полюбила в итоге.
– О дружбе тогда.
– Ну то есть Карлсон хороший был друг?
– Ну не всегда…
– Ну и?
– Но друзьям нужно верить и всё прощать!
– Соглашусь… и ещё – об умении ждать. И, конечно, прощать. И об одиночестве ещё… Но эта тем вам не близка слава Богу.
Мы сделали несколько упражнений, затем я вернулась к прежней теме:
– Ну и что там с «Золушкой»-то? О чём сказка?
– О том, что нужно выбирать человека не по красивому платью, а по доброй душе. – ответили дети.
– Ну, видимо, так и есть. – удовлетворённо кивнула я и объявила перемену.
