слоники

Греция против аттестации

Сегодня учителя Греции вышли на забастовку против законопроекта об обязательной регулярной аттестации. На работу греки не пошли, пошли бастовать. Это уже третий митинг в этом месяце.
Учителя считают реформы Министерства образования несправедливыми по отношению к тем, кто имеет многолетний опыт, а также требуют создания дополнительных постоянных должностей.

слоники

Вечные вопросы

Падает камень на кувшин —
горе кувшину,
падает кувшин на камень —
горе кувшину;
так или иначе, всегда горе кувшину.
Талмуд


Карл Маркс как философ начался с вопроса о праве воспитателя.
«А кто воспитывает воспитателя?» — задавал он вопрос.
В переводе на обыденный язык: а кто вы такие? А кто мы такие?
А откуда нам (или вам) известно, где Истина, что верно, а что ложно?..
(Надо сказать, что опыт Маркса оказался одним из самых трагичных в истории: труды его по экономической и политической теории были перевраны, измучены и подмяты «под себя», он распался и был растащен на части — не космоса, а кучи сора, как сказал Демокрит, — но это уже со всем другая тема.)

Каждый из нас по отношению к каждому является учителем, воспитателем, независимо от возраста и положения — дело только в нас самих — умеем ли мы усваивать информацию и проецировать её на собственный жизненный опыт.
Впрочем, знаменитая дзенская фраза: «Если встретишь Учителя — убей его!» — может трактоваться всеми по-разному и неоднозначно.
Я же для себя вижу в ней свободу продвижения д а л ь ш е: никто из
нас не может быть учителем в последней инстанции, все мы лишь носите ли своего опыта и знаний своих воспитателей, и о каких-то главных вещах мы можем лишь осторожно догадываться…
Знание — да! — покажи мне, как открывается эта дверь, но не говори, что я не должен входить в эту комнату!.. — возможно, именно там я приобрету свой главный опыт…
Я, как человек, работающий в этой профессии, могу лишь передать
детям то, что поняла сама и чему научили меня мои преподаватели, а так же мои родители и друзья. Каждый раз подростки заваливают меня ку чей вопросов, они думают, что я на всё знаю ответ. И я, безусловно, знаю ответ, — но в той же мере я не знаю ответа.
И я говорю им: «Я могу сказать ответ, не зная ответа».
И я говорю: «Я могу привести примеры, но это мало значит».
И я говорю: «Давайте думать вместе».

Дерево — тоже учитель. Оно молчаливо, оно не говорит, но оно учит:
окружать себя болтливыми учителями — всё равно что вырубать вокруг
себя тишину и порождать хаос.
Наш мозг ужасно болтлив, и мы никак не можем воспитать его жить
в молчаливой задумчивости. Но кто в о с п и т а е т
в о с п и т а т е л я, и где ему брать эту мудрость и смелость, дабы нести двойную ответственность и за себя, и за тех, для кого он является примером?.. — на этот вопрос Маркс не успел дать ответа, и он завис философским зигзагом в тождестве мышления и бытия…

Когда ученик Конфуция, Янь Юань, спросил: «Что такое “жэнь”?»,
Конфуций ответил:
«Победить себя, вернуться к ЛИ (благожелательность), это и
будет ЖЭНЬ (человечность). В тот день, когда человек победит себя,
вернётся к благожелательности, в поднебесной восстановится
ж э н ь. Но достигнуть этого человеческого состояния можно только самому, а не с помощью других»

* * *
(из книги "Там, на острове", 2019.
Мария Махова, рисунки Ксении Новиковой, издатель О. Епишева)
слоники

Образование в Финляндии

Заинтересовалась, почему Финляндия признана одной из лучших стран в системе образования, и как они этого добились.
А началось всё в конце 70-х , когда их Мин.образования пришло к выводу, что начинать реформу нужно прежде всего с обучения учителей.
Отныне педагогическое образование стало включать в себя изучение IT-технологий и академической грамотности, новейших исследований, современной литературы и живописи – учителя должны были стать самыми продвинутыми людьми во всех смыслах.
Так же зарплату учителя сделали выше средней, что определило большой конкурс на поступление в ВУЗ.
Ну и, конечно, формирование уважения к профессии и огромное доверие к учителям – молодому спецу после университета не нужно никому объяснять, почему он именно так или так проводит свои уроки – он может провести математику в ботаническом саду, а урок русского – в картинной галерее. Вопросов к учителю не будет, потому что ему виднее.
Целью финской школы на сегодняшний день является не закачать в ребенка объем знаний, а показать мир со всех сторон, расширить сознание ребёнка и «научить учиться».
Collapse )
слоники

она и он

Она поправляет шляпку:
– Ау, не пойму, где ты, молодость?..
Смеётся: – Вот мы какие –
два старых седых муравья!..
Похорони меня в ярком!
О кей?
– Не морочь мне голову. –
он отвечает. – Давай без фантазий,
первым умру я.

– Ну, что ж, тогда делать нечего,
– говорит она, улыбаясь, –
придётся тебе жить вечно
со мною в одной квартире!..
– Ты самая лучшая девочка, –
отвечает он. – Я-то знаю.
Всё остальное мелочи.
Ты самая лучшая в мире.

Они собираются в парк и
немного по магазинам.
Они везде ходят вместе –
по делу и просто так.
– А мне идёт эта шляпка?
– Ты в шляпе неотразима.
– Мне кажется, ей лет двести…
– Да полно, не больше ста.

А день был сегодня ясный,
но быстрый, и солнца мало.
А ночи теперь безлунные,
вон, дождь по карнизу бьёт.
Они пьют свои лекарства,
ложатся под одеяло.
Она о нём тихо думает,
он думает про неё.
с флейтой

по городам ходил

По городам ходил, разглядывал лица.
По облакам ходил, разглядывал звёзды.
Вслед за дождями шёл по кленовым листьям,
понял, что осень.

Где-то в глухом краю робким ребёнком
брёл, различая свет, путаным лесом.
Видел любовь свою, жёлтого львёнка.
Солнце меняло цвет, падая в бездну.

Шёл, забывая сны, дни, обещанья.
Было в душе темно и несвободно.
Разве не всем даны эти печали?
Солнце вставало вновь, но неохотно.

Где там вдали скользят чьи-то мотивы?
Ими ли ты обвит, словно туманом?
Не закрывай глаза, мы ещё живы.
Осень летит, летит, тихо и странно.

............
(Сентябрь 2011)
пикассо

бумаги и педагоги

Сижу в бумагах.
В справках, правках, заявлениях и подтверждениях.
Четвёртые сутки пылают станицы.
В очередной раз нужно подтвердить, что ты педагог-прыг-скок и достоин своей хорошей профессии. И своей высшей категории.
Ничего не успеваю, вообще ничего, чиновники-начальники дали на этовсё несколько дней, а иначе всё, иначе у них дебет с кредитом не сходится.
Раньше как было? – пришли к тебе на урок, заполнили протокол, согласились, что ты-де достоин работать дальше, мозги не отвалились, хвост не вырос.
А теперь ты должен предоставить проверяюще-подтверждающим миллион документов.
Нет, два.
Два миллиона.
И вот я вроде всё заполнила, распечатала, запечатала печатями и изготовилась нести эти килограммы бумаг в соответственное место. Ан нет! Коллега сообщает, что её завернули, потому как нужно бумажное подтверждение предыдущих подтверждений, потому как иначе подтверждение не будет считаться подтверждённым!!
Но ведь это всё в электронной базе есть, вопрос: а зачем всех тогда "на цифру" переводили? Мало, что нам на голову навигаторы эти надели, как медный таз – педагоги с родителями теперь стучат по нему, нервничают и бурлят – это прекрасное контролируется из Москвы, чтобы что-то там внести или исправить, нужно запрашивать код из центра, оно то виснет, то не отвечает, – а бумаги тем не менее не отменили и их появляется всё больше.

...И вот сижу я над этими справками и таблицами и думаю о том, что хочу взорвать нафик это чиновничье гнездо, где они всё это придумывают. А самих чиновников вывезти в поля собирать капусту – должны же они пригодиться родине. И кормить там, в поле, всем этим "борщевым набором", над которым власть вдруг задумалась. И отдельно морковкой, ну а как же, сама слышала двумя ушами, как президент говорил о проблеме подорожания морковки.
А когда они уберут все поля страны...
Впрочем, о чём я.
Не уберут.
Пусть там в полях и живут.

...А после занятия ребёнок Даша шести лет подошла ко мне и говорит:
– Я Вам сказать что-то хочу.
– Скажи, – отвечаю я.
– Я вам хочу сказать, что вы добрый человек... –
и улыбается так тихо.
Погладила её по голове. "Ты тоже", – говорю.

Конечно, добрый. Потому что зла-то не хватает. И времени не хватает, и сил.
Но дети тут совсем ни при чём
с флейтой

мама летит на ракете

Дворники листья сметают и прячут в мешок –
вот, снова осень – сентябрь то смеётся, то плачет.
Мама, скажи, всё теперь у тебя хорошо?
Ты улыбаешься, там не бывает иначе.

Ветер уносит всё дальше остатки тепла,
скоро уже и зима подойдёт незаметно.
Ты здесь когда-то на этой планете жила,
и позвала меня тоже на эту планету.

Здесь перепутано всё – и следы, и пути,
каждый здесь ищет своё, а в итоге покоя.
Нет, ничего не прервётся, и будет идти
так, как идти и должно в дни и время любое.

Утро осеннее хмурится, стало свежо,
как же любила ты осень и тёплое солнце!..
Мама летит на ракете и ей хорошо.
Машет рукой нам с ракеты и звонко смеётся.

* * *

(26.09.2021)
три года назад в этот день мама улетела на свою звезду
слоники

про маму и её видение

В институте мама тесно дружила с одним парнем, он часто подолгу зависал в её доме и все дела у них были вместе – из-за их внутренней схожести мама называла его «братом», хоть и понимала, что это не совсем так, и что думает она о нём не как о брате…
Они были очень романтичны, как и практически всё послевоенное поколение 50-х… Я читала у мамы в дневнике, как осенью их, студентов педагогического института, возили в колхоз убирать картошку. Как они ехали в грузовике, был ветер, и Юрка (тот самый) накинул ей что-то тёплое на плечи и не убрал руку – так и ехал рядом, молча и бережно обнимая её.
И мама думала: ну вот сейчас он ей скажет что-то важное.
Он сейчас скажет, и их жизнь изменится.
И они уже будут не просто друзья.
Но он не решился. Они доехали, спрыгнули с грузовика, и всё пошло, как прежде.

А на Крещение мама задумала погадать: положила под подушку бумажки с десятью мужскими именам, а утром вытянула одну – и на ней было написано «Юра»! Мама не верила в гадания, но всё так радостно сходилось – нужно было просто подождать окончания учёбы в институте.
Collapse )